Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 [ 47 ] 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162

Коэффициент мощности А зависит от величины скольжения гидромуфты 5, от вида рабочей жидкости и конструктивного типа гидромуфты.

Скольжение, как правило, задается техническими условиями, иногда техническими условиями бывает задан и вид жидкости.

Располагая этими данными, конструктор задается коэффициентом А. Для гидромуфт без тора (см. рис. 44) при работе на минеральном масле турбинное 22 со скольжением 5 = 2%, коэффициент мощности равен А = 1,2. Для тех же гидромуфт с порогом коэффициент Л = 1,0.


Г2 5%

Рис. 47. Коэффициент мощности гидромуфт с внутренним тором:

а - при работе на масле 40° С; б - при работе на воде

Для гидромуфт типа «Вулкан» (см. рис. 43) при работе на масле и скольжении 5 = 4% коэффициент мощности А = 1,74.

На рис. 47, а приведены кривые изменения коэффициента мощности для судовых гидромуфт с внутренним тором при работе на масле, а на рис. 47, б - при работе на воде.

Для гидромуфт [7], испытанных на масле из смеси автолов, значения коэффициента мощности А показаны на рис. 48, а для гидромуфт ГДР - на рис. 49.

Приведенные значения коэффициента А недостаточно точны, так как не учитывают численных значений границ изменения числа Ре, при которых они были экспериментально получены. Наличие таких границ позволило бы точнее оценить пределы области автомодельности, а следовательно, с большим основанием произвести выбор коэффициента А. Кроме того, они не отража-



ют влияния числа лопаток 2, которое изменяет величину передаваемой мощности.

Коэффициент мощности Л, принятый при расчете гидромуфт,

л.с. А кГ сек

имеет следующую размерность: ----- или --- -- .

(об/мин)м 0,086

Часто при анализе характеристик и расчете гидромуфт удобнее вести расчеты не с передаваемой мощностью, а с передаваемым моментом.

В этом случае вместо коэффициента мощности пользуются коэффициентом момента Я, который связывает следующие величины:

(33)

2,0 1,5 10 0,5


о 12 3 4 5 6 7 8 3%

Рис. 48. Коэффициент мощности гидромуфт при работе их на масле из смеси автолов

6 S%

Рис. 49. Коэффициенты мощности гидромуфт, строящихся в ГДР:

/ - при у = I кг/дм, Е = Г;

2 - при V = 0,870 кг1дм\ Е = 1,16;

3 - при V = 0,965 кг/ам\ Е = 4,20°;

4 - при у = 0,935 кг1дм\ В = 2,25:

5 - при V - 0,902 кг!дм\ Е = 4.20°;

6 - при V = 0,890 кг1дм, Е = 4,20°;

7 - при V = 0,896 кг/ал, Е = 16°

Коэффициент мощности Л можно выразить через коэффициент момента Яг:

716,2

(34)

Поскольку в формулу (33) введена величина веса единицы объема жидкости у, то коэффициент момента кг становится независимым от вида жидкости.

Рассмотрим пример определения активного диаметра.

Дано: Передаваемая мощность Л/] = 1600 квт; число оборотов двигателя rii = 3000 в минуту. Рабочая жидкость - минеральное масло Турбинное 22.

Выбираем конструкцию гидромуфты без внутреннего тора. Для такого типа гидромуфт принимаем коэффициент мощности Л = 1,2.

10* 147



Тогда D

5 /iV • 10» .У

1600 1,36 • и

3000» -1,2

! = /"0,0673 = 0,583 м.

*-и

3 -*


Зная значение D, определяем по рис. 44 остальные размеры круга циркуляции гидромуфты и получаем соотношение размеров, показанное на рис. 50.

Для определения активного диаметра удобно пользоваться номограммами.

На рис. 51 приведена номограмма для определения активного диаметра гидромуфты по заданной мощности в кет, числу оборотов в минуту и скольжению [10].

Номограмма построена для работы гидромуфт на масле. По оси абсцисс отложены три шкалы мощностей в кет для различных скольжений 2, 3 и 4%, по оси ординат - число оборотов ведущего вала. Прямые линии, идущие по диагонали снизу вверх (читая слева направо), являются линиями равных активных диаметров в пределах 250-1800 мм.

Прямые линии, идущие по диагонали сверху вниз, являются линиями постоянных окружных скоростей.

Задавшись определенной мощностью первичного двигателя, его числом оборотов, а также величиной потерь в гидромуфте, определяемой величиной скольжения, можно по номограмме определить активный диаметр D.

Номограмма для определения активного диаметра стальных гидромуфт «Твин-Диск» показана на рис. 52, а для алюминиевых гидромуфт - на рис. 53.

По оси абсцисс (рис. 52) отложены числа оборотов первичного вала, по оси ординат (на графике слева)- передаваемая мощность, а справа - передаваемые крутящие моменты.

Номограмма (рис. 52) подсчитана при скольжении 5 = 3%, а для двухполостных и однополостных алюминиевых гидромуфт (рис. 53) составлена при скольжении 5 = 4 и 5%.

На рис. 54 показана номограмма для определения активного диаметра гидромуфт «Фойт» типа Т и Ту.

Пример пользования номограммой (см. рис. 51). Требуется определить активный диаметр гидромуфты со следующими параметрами: мощность jV = = 450 кет; число оборотов двигателя tii = 1500 в минуту; скольжение гидромуфты 5 = 3%. Рабочая жидкость - минеральное масло Л-22.

Находим по шкале мощностей, отложенных по оси абсцисс, в графе скольжений, равных 3%, величину 450 кет. Проводим вверх ординату. На шкале чисел оборотов находим значение rii = 1500 об/мин и проводим горизонтальную

Рис. 50. Соотношение размеров гидромуфты, полученное при решении примера



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 [ 47 ] 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162