Главная Промышленность Отсюда ясно, что при расчете гидропередачи типа «Трилок» конструктор может встретить ряд трудностей и противоречий. Эти противоречия вызваны самой сущностью передачи, имеющей два режима работы: гидротрансформатора и гидромуфты. Например, входные углы Ри; ргь Psi обычно выбирают так, чтобы обеспечить в рабочей точке безударный вход потока жидкости на лопатки. Выполнить эти требования в передаче «Трилок» нельзя, так как входные углы лопаток, выбранные для рабочей точки гидротрансформатора, не будут удовлетворять входным условиям при работе на режиме гидромуфты, потому что входные условия изменятся: в первом случае реактор является неподвижным элементом, во втором он вращается, а, кроме того, когда передача работает, как гидромуфта, увеличивается и окружная скорость турбины. На характеристику преобразователя в смысле величины коэффициента трансформации момента влияет, как в этом легко убедиться из аналитических выражений моментов, направление выходных кромок рабочих колес (углы Р12; Р22; Р32), в то время как входные кромки этого влияния не оказывают. Основная функция гидротрансформатора «Трилок» - это разгон локомотива или какой-либо другой приводимой машины, поэтому для работы передачи «Трилок» в качестве преобразователя более важны величина и характеристика коэффициента трансформации момента, чем значение к. п. д. В то же время высокое значение к. п. д. важно получить при работе передачи в режиме гидромуфты. Поэтому при pac4ete передачи «Трилок» и подобной ей другой комплексной передачи в качестве первого правила может быть рекомендовано следующее. Выходными углами Р12; Р22; Рз2 следует задаваться применительно к рабочей точке преобразователя, а входными- применительно к рабочей точке гидромуфты для получения при работе на втором режиме наивысшего к. п. д. Это только общее положение, и возможно, что при выборе углов придется оставить частичные потери на удар при работе передачи в качестве гидромуфты, чтобы не слишком снижать к. п. д. гидротрансформатора. Из вышеизложенного следует, что передача «Трилок» при каждом режиме будет работать с меньшим к. п. д., чем отдельный гидротрансформатор или отдельная гидромуфта. К. п. д. передачи при работе как преобразователя будет не выше 0,80-0,82, а при работе ее как гидромуфты 0,92-0,96. При переходе от работы передачи как преобразователя к работе ее в качестве гидромуфты моменты на обоих валах равны, т. е. М2 = Mi. Момент реактора Мз, который при этом, как видно из уравнения (62), равен нулю: Ms = - (Г11С32 cos - Г22С22 cos «22) = О- (63) Это равенство возможно, если выражение в скобках равно нулю, так как Q=0. Отсюда следует ГцСзз cos = Г22С22 cos «22 • , (64) Выражение момента насоса в точке перехода передачи к работе в качестве гидромуфты примет следующий вид: 1 = - (/-1212 COS «12 - /"цСзз cos «32) = - (•12С12 cos «12 - Г22С22 COS «22). (65) Затем процесс работы передачи «Трилок» протекает так: насос работает с постоянным числом оборотов = const, ведомый вал увеличивает число оборотов «г. реактор включается в работу вместе с турбиной, представляя Су-соза с ней одно целое рабочее колесо. ~ К. п. д. передачи увеличивается. Выше мы указывали, что расчет обыкновенного гидротрансформатора ведется при нормальном постоянном числе оборотов П, = const. Проследим, как при р„. 120. Диаграмма скоростей ЭТИХ условиях будет работать на- для направляющего аппарата сое передачи «Трилок». Как известно, с уменьшением скольжения гидромуфты расход падает. С другой стороны, как видно из рис. 120, резкое увеличение скорости реактора увеличивает значение тангенциальной составляющей Сз2СОзаз2 так, что Гц Сз2С05«з2 после перехода передачи на режим гидромуфты и все дальнейшее время будет больше выражения Г22 С22 cos 022, соответствующего моменту перехода. Эти два фактора ведут к понижению момента насоса, так как возможное незначительное увеличение С12 cos 012 недостаточно для нейтрализации их действия. Следовательно, в этих условиях передача может работать как гидромуфта только при понижении передаваемого момента, т. е. при неполном использовании располагаемой мощности. Это понижение мощности происходит как раз при режиме наибольшего к. п. д., что во многих случаях весьма нежелательно. Итак, мы видим, что работа передачи, как гидромуфты, начиная с точки перехода, происходит при неизбежном понижении момента насоса. Этого можно избежать увеличением члена С12 cos 012. Незначительное увеличение его при углах Рг < 90° в насосе происходит за счет уменьшения расхода, т. е. скорости Ст, как это видно из рис. 121. Однако быстрее увеличение C12COS а\2 будет происходить при увеличении окружной скорости Ug, т. е. при увеличении числа оборотов насоса щ. Отсюда следует, что понижение момента насоса будет незначительным, если с переходом на режим гидромуфты возрастет число его оборотов. Исходя из вышеизложенного можно рекомендовать второе правило расчета комплексной трехколесной передачи при работе ее с двигателями внутреннего сгорания: вести расчет передачи Рис. 121. Треугольник из насоса скоростей при выходе при работе ее на режиме гидротрансформатора при несколько пониженном (на -~20%) числе оборотов насоса. Изложив принципиальную конструктивную схему однолопа-стной комплексной гидропередачи и отметив особенности ее расчета, перейдем теперь к описанию некоторых современных конструкций. На рис. 122 представлен современный двухреакторный комплексный гидротрансформатор ЛГ-340-43В конструкции НАМИ [51]. В этом институте разработано семейство унифицированных гидротрансформаторов для грузовых автомобилей и городских автобусов мощностью 100-320 л. с. В семейство входят гидротрансформаторы трех типоразмеров с активными диаметрами Da = = 340, 400 и 440 мм (табл. 25). Внутри каждого типоразмера предусмотрены модификации. Передний корпус 2 фрикциона при помощи пальцев, входящих в запрессованные в маховике двигателя резиновые втулки, соединен с двигателем. С другой стороны корпус фрикциона жестко связан с насосом 4 гидротрансформатора. Насос представляет собой отливку с лопатками из алюминиевого сплава. Опорами насоса служат маховик двигателя и роликовый подшипник, посаженный на ступицу насоса. Этот роликовый подшипник допускает некоторое осевое перемещение насоса для компенсации деформаций, которые могут возникнуть. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 [ 85 ] 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 |