Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57

ком продувочного насоса в двухтактных двигателях. В месте отсоса воздуха выполняют маслоулавливающие устройства, препятствующие попаданию масла в ресивер. В некоторых автотракторных двигателях для вентиляции на картерах устанавливают специальные патрубки-сапуны, через которые полость картера сообщается с атмосферой. Во избежание попадания пыли внутрь картера сапуны имеют воздушные фильтры. На фиг. 322 показана схема вентиляции картера двигателя ЗИМ. Сапун 7 конструктивно объединен с маслоналивным патрубком 5. Наружный воздух проходит через сетчатый фильтр 6 сапуна и поступает в картер через патрубок. Газы из картера отсасываются по вытяжной трубе 2 в коробку карбюратора 4. Для очистки отсасываемых газов в нижней части вентиляционной трубы устроен маслоотражатель J, а в верхней - сетчатый фильтр 3. Вместо отсоса газов, происходящего вследствие разрежения при всасывании, в некоторых автомобильных двигателях используют напор, создаваемый вентилятором системы охлаждения. Однако во всех системах вентиляции картер защищен соответствующими фильтрами от попадания пыли.

В мощных и напряженных двигателях может произойти взрыв масляных паров в картере при заедании поршней. Для предупреждения разрушения картера при взрыве на люках картера устанавливают предохранительные клапаны в виде пластин, прижатых пружинами. Проходные сечения таких клапанов выполняют в пределах 0,10-0,12 см на литр объема картера.

Контрольно-измерительная аппаратура системы смазки состоит из устройств для наблюдения за количеством, давлением и температурой масла в системе. В системах с мокрым картером для измерения количества масла наиболее часто применяют щупы - стержни, погруженные в маслосборник. По длине смоченной маслом поверхности вынутого щупа судят об уровне масла в картере. В системах с сухим картером применяют также поплавковые устройства, масломерные стекла и пневмометрические или электрические указатели уровня в масляных баках. Давление масла измеряют пружинными или диафрагменными манометрами с гидравлической или электрической пере-26*


Фиг. 321. Масляный холодильник.



дачей импульса к показывающему прибору, а также дифференциальными манометрами, служащими для измерения сопротивления фильтров. По величине,этого сопротивления судят о степени загрязнения фильтров. Температуру масла измеряют термометрами, обычно манометрического типа, устанавливаемыми в картере и после холодильника.

В системы смазки современных напряженных быстроходных двигателей ставят также термостаты, автоматически регулирующие режим охлаждения


Фиг. 322. Схема вентиляции картера автомобильного двигателя.

масла, а также приборы, сигнализирующие об отклонениях от нормального режима и о падении давления в системе смазки.

Развитие систем смазки характеризуется следующими направлениями, связанными с увеличением напряженности работы двигателей:

1) обеспечением циркуляционной смазкой под давлением по возможности всех узлов трения двигателя;

2) использованием смазочного масла также для охлаждения деталей;

3) использованием смазочного масла в качестве рабочего тела для сервомоторов управления и автоматики;

4) улучшением качества непрерывной очистки масла в системе; конструктивным объединением фильтров грубой и тонкой очистки; применением для фильтров тонкой очистки сменных элементов, заменяемых новыми после загрязнения;



Системы охлаждения 4.Q.

5) разработкой новых, более производительных конструкций насосов для мощных двигателей взамен шестеренчатых;

6) разработкой более компактных и совершенных конструкций масляных холодильников и радиаторов.

§ 2. СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

Устройства, составляющие систему охлаждения, служат для отвода тепла от нагревающихся деталей двигателя для предупреждения их разрушения. По роду вещества, отводящего тепло (теплоносителя), системы охлаг ждения бывают:

1) ж и д к о с т н ы е, в которых в качестве теплоносителя применяют воду, масло и некоторые другие жидкости, кипящие при высокой температуре;

2) воздушные, с охлаждением деталей потоком воздуха;

3) испарительные, в которых отвод тепла происходит в результате испарения жидкости, омывающей нагретые детали. Испарительные системы в чистом виде, с отводом только пара, применяют редко, большее распространение имеют испарительные системы с отводом паро-жидкостной смеси и последующей ее сепарацией и конденсацией пара.

Для стационарных и судовых двигателей и двигателей наземного транспорта наибольшее распространение пслучили системы жидкостного охлаждения. Системы воздушного охлаждения лля двигателей указанного назначения применяют в основном для мотоциклетных и некоторых автомобильных двигателей, а также в некоторых стационарных двигателях малой мощности .

Испарительные системы применяют для наиболее мощных, форсированных двигателей и для некоторых стационарных двигателей малой мощности.

По кратности использования тепло;госителя системы охлаждения разделяются на п р о т о ч н ы е, в которых теплоноситель после нагрева выбрасывают, и циркуляционные, в которых теплоноситель охлаждают в специальных устройствах, и затем его вновь направляют к охлаждаемым деталям двигателя. Проточные системы выполняют в том случае, если тепло,-носитель имеется в неограниченном количестве, как, например, воздух в системах воздушного охлаждения или вода для двигателей с водяными системами, однако при условии, что качество воды отвечает определенным требованиям. Последнее условие часто препятствует осуществлению более простой проточной системы охлаждения, так как вода в естественных водог емах содержит в большем или меньшем количестве растворенные соли, выпа.-дающие при нагревании и образуюшие накипь на охлаждаемых поверхностях. Слой накипи существенно затрудняет отвод тепла, что может привести к перегреву и разрушению деталей. Кроме того, при проточной системе охлаждения температура охлаждающего вещества на входе в двигатель определяется температурой окружающей среды и, таким образом, сильно меняется в зависимости от времени года. При. низкой температуре детали двигателя переохлаждаются, что ухудшает экономику двигателя, приводит к увеличению температурных напряжений, а в некоторых случаях может произойти прихватывание трущихся пар вследствие уменьшения зазора между деталями. Поэтому, несмотря на некоторое усложнение сравнительно с проточной системой, для современных двигателей большей части типов жидкостную систему охлаждения выполняют циркуляционной, с непрерыв ной прокачкой постоянного количества жидкости в замкнутой системе.

Проточные схемы жидкостного (водяного) охлаждения сохранились лишь для тихоходных судовых и стационарных двигателей. В двигателях



0 1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57