Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57

насажены счищающие пластины-скребки 6, равные по толщине промежуточным пластинам 5 и входящие в щели между фильтрующими пластинами 4. Таким образом, при поворачивании фильтрующего элемента происходит очистка щелей от загрязнений, задержанных фильтром из фильтруемого масла..На некоторых автомобилях рукоятка фильтра связана механизмом с педалью стартера и, таким образом, при каждом пуске двигателя фильтр очищается. Направление движения масла в фильтре показано стрелками. Фильтр имеет предохранительный клапан 2 для перепуска масла помимо


Фиг. 319. Пластинчатый фильтр.

фильтра, если его сопротивление недопустимо высоко вследствие загрязнения или при слишком холодном масле.

В проволочно-щелевых фильтрах узкие щели образуются между витками латунной проволоки или ленты специального профиля, навиваемой на перфорированный или гофрированный стакан.

Расчетным показателем для выбора размеров фильтра служит скорость протекания масла в живом сечении фильтра, т. е. отношение объемного расхода к площади отверстий в фильтрующих элементах. Эту скорость обычно выбирают в следующих пределах:

для сетчатых фильтров........ 2-4 см[сек

„ проволочных , ........ 3-6

, пластинчатых без скребков .... 6 -8

, пластинчатых со скребками ... до 12

Сопротивление чистых фильтров колеблется в пределах 0,2-0,5 кг1см и довольно быстро возрастает при загрязнении, вследствие чего их необходимо часто очищать и сменять фильтрующие элементы.

Давление открытия предохранительных клапанов, перепускающих масло помимо фильтра, регулируют на 0,8-1,2 кг/см. .

В фильтрах тонкой очистки в качестве фильтрующих материалов применяют хлопчатобумажные концы, горную шерсть, асбест и пр. Такой фильтр представляет собой перфорированный или сетчатый кожух, заполненный фильтрующим материалом, с центральной трубой, по которой отводится отфильтрованное масло.

99559938



Наилучший эффект получается при фильтрации масла через бумагу. Из бумажных фильтров наиболее распространены два типа. В одном фильтрующие элементы состоят из картонных рамок специальной формы, оклеенных с обеих сторон фильтровальной бумагой, через которую и происходит фильтрация масла. В другом типе, примером которого является изображенный на фиг. 320 фильтр АСФО, стандартизованный для автомобильных двигателей,» фильтрация масла происходит через гцели между картонными прокладками. Набор фильтрующих прокладок состоит из попеременно расположенных сплошных пластин 3 с вырезами и прокладок 2 со спицами, на которых выштам-пованы канавки, не доходящие до обода. Собранный пакет надет на центральную трубу J О и сжат пружиной 12 и уплотняющими накладками и кольцами {1 и 5). Масло, поступающее в фильтр через штуцер 9, проходит через вырезы в пластинах 3 в грязевые отсеки 7 между спицами, а затем фильтруется в щелях между пластинами 3 и прокладками 2 и проходит по радиальным канавкам в полость /5, окружающую центральную трубу, оттуда поступает через дросселирующее отверстие 8 внутрь трубы и выводится из фильтра через штуцер .

Устройство дросселирующего отверстия необходимо для ограничения прохода масла через фильтр, так как фильтр включается в систему параллельно, и в случае внезапного его прорыва все масло из системы смазки начнет проходить через фильтр и смазка двигателя прекратится. При пуске двигателя, когда маслоеще холодное, сопротивление фильтра настолько велико, что масло почти не проходит через фильтрующий элемент. Для ускорения прогрева фильтра в днище 4 фильтрующего элемента сделано перепускное отверстие 6, диаметр которого несколько меньше диаметра дросселирующего отверстия 8. Через перепускное отверстие масло поступает из кожуха фильтра непосредственно в полость 13, окружающую центральную трубу, и затем отводится из фильтра через дросселирующее отверстие и внутренний канал центральной трубы. Таким образом, из 10-20% от общего количества циркулирующего масла, поступающего в фильтр тонкой очистки, только часть (2-5%) проходит через фильтрующие элементы и очищается. Остальное же масло прокачивается через фильтр без очистки и служит для обогрева фильтра. Однако при постоянной циркуляции масла через фильтр обеспечивается хорошее удаление загрязняющих примесей из всего масла.

Размер фильтрующей поверхности не поддается расчету и фильтр выбирают на основании практических данных из стандартных, различающихся диаметром и числом фильтрующих элементов (высотой пакета). Так фильтр АСФ.0-1 (диаметр 116 мм, высота пакета 204 мм) предназначается для двигателей литражем начиная от. 4 л и более, АСФО-2 (116/126)-при литраже от 1,5 до 4 л, АСФО-3 (88/135) при литраже менее 1.5 л.

26 Орлин 2383



Фиг. 320. Фильтр тонкой очистки.



Масляные радиаторы не входят в конструкцию собственно двигателей и поэтому в учебнике не рассматриваются.

Размеры фильтрующих элементов фильтров с заполнением волокнистыми материалами определяют экспериментально. В современных тракторных двигателях размер наружной поверхности элемента составляет около 15 см на 1 л. с. при толщине фильтрующего слоя 30-50 мм.

Для очистки масла от металлических частиц-продуктов износа цилин- дров, поршней и поршневых колец-в картерах двигателей некоторых типов устанавливают ввертные пробки, в которых закреплены постоянные магниты, притягивающие и удерживающие частицы металла. В эксплуатации эти пробки периодически вывертывают и очищают от налипших частиц.

При конструировании фильтров и компоновке их на двигателе необходимо обеспечить к ним легкий доступ при эксплуатации для очистки и смены фильтрующих элементов.

Масляные охладители и другие устройства

Для охлаждения масла, нагревающегося в двигателе, особенно в случае использования смазочного масла для охлаждения поршней, в систему смазки включают масляные охладители. Только в двигателях малой мощности (10-15 л. с), а также в двигателях, картеры которых при работе обдуваются сильным потоком воздуха, отвод тепла через стенки картера оказывается достаточным для охлаждения масла.

По роду теплоносителя охладители масла разделяются на водяные (холодильники) и воздушные (радиаторы). Водяная полость холодильника выключается в общую систему охлаждения двигателя. Холодильники обычно изготовляют с прямыми медными трубками, круглого или овального сечения, причем в различных конструкциях масло циркулирует или внутри трубок, или Б пространстве между трубками.

На фиг. 321 показан масляный холодильник судового двигателя 18Д с циркуляцией масла в пространстве между трубками, где установлены перегородки 2 для удлинения пути масла и увеличения интенсивности охлаждения. Охлаждающая вода проходит внутри трубок 5, развальцованных в трубных решетках 1 и 4. Нижняя трубная решетка уплотнена в корпусе сальником 6 и может перемещаться при температурных деформациях трубок. Краник 3 служит для выпуска воздуха из корпуса холодильника.

Во избежание больших сопротивлений скорость масла в холодильниках выбирают в пределах 0,1-0,5 м/сек. При этом коэффициент теплопередачи при гладких трубах составляет 100-300 ккал/м град. час. Для уменьшения размеров холодильников внутри трубок, по которым циркулирует масло, иногда устраивают завихрители в виде спиральных лент или перегородок с отверстиями и увеличивают скорость протекания масла до 0,5-1,0 м1сек. В таких холодильниках коэффициент теплопередачи может достигать 700- 1000 ккал/м град, час, однако сопротивление холодильника при этом возрастает. Практически размеры охлаждающей поверхности холодильников составляют 0,002-0,004 м/л. с. при протекании масла внутри трубок с завихриванием и до 0,02 мЦ. с. при гладких прямых трубках и циркуляции масла в пространстве между трубами.

Охлаждение масла в радиаторах осуществляется в автомобильных и тракторных и тепловозных двигателях.

Для удаления масляных паров и газов, прорывающихся в картер через неплотности поршневых колец, осуществляют вентиляцию картера. Устройства для вентиляции состоят из трубки, соединяющей полость картера с впускным ресивером четырехтактных двигателей или с впускным патруб-



0 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57