Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57

где Do -диаметр начальной окружности в мм; h - высота зуба в мм\

п - число оборотов валика насоса в минуту; b - длина зуба в мм\ - коэффициент подачи насоса. Полагая, что h = 2т, а Dq = zm, где т - модуль в мм; z - число зубьев,-можно получить выражения для производительности насоса

= 0,38Dom6/2/]„10~ л1час


Фиг. 317. Привод масляного насоса автомобильного двигателя.

= 0,38zm4ny}J0~ л}ча€

Необходимую производительность нагнетательной секции получакуг увеличивая расчетную по отводу тепла в 2-3 раза. Производительность откачивающей секции принимают обычно в 1,25-1,5 раза больше, чем нагнетательной. Величиной модуля и числом зубьев или отношением длины зуба к диаметру шестерни необходимо задаться, так же как и коэффициентом подачи насоса, тогда из приведенных формул определяют длину зуба или диаметр начальной окружности.

Величину модуля выбирают в пределах 2-4 мм для быстроходных двигателей, а в крупных, тихоходных -до 8-10 мм. Число зубьев желательно



ВЫПОЛНЯТЬ минимальным, обычно в пределах 6-12, а в крупных тихоходных - до 15. Отношение длины зуба к наружному диаметру шестерни колеблется в широких пределах: - = 0,5 .-1,3. Значения коэффициентов по-

дачи масляных насосов лежат в пределах 0,6--0,8 и являются функцией числа оборотов вала, давления и температуры смазки, а также точности изготовления и степени изношенности насоса.

С увеличением числа оборотов вала коэффициент подачи сначала повышается, а затем падает, поэтому число оборотов вала насоса не следует выбирать слишком высоким (менее 2000 в минуту); с повышением температуры масла, а следовательно, и уменьшением вязкости его, а также и с повышением давления подачи коэффициент подачи уменьшается вследствие увеличения утечек через зазоры. При малых давлениях подачи, так же как и при низких температурах, наоборот, коэффициент подачи возрастает.

Сечения входного и выходного патрубков насоса определяют задаваясь скоростями масла.

Скорости масла в м/сек принимают для двигателей:

Общего назиапения:

для входного патрубка .............. 0,3-0,6

„ выходного патрубка............. 0,8-1,5

Мощных напряженных:

для входного патрубка............... 1-3

, выходного „ ............... 3-4

Расчетная скорость в редукционном клапане составляет 10-15 м/сек.

На приведение в действие масляных насосов современных двигателей затрачивается мощность 0,8-1,8% от номинальной эффективной мощности двигателя в зависимости от давления и количества прокачиваемого масла и числа насосов в системе.

Маслопроводы стационарных и судовых тихоходных двигателей обычно выполняют из медных или стальных труб, прикрепляемых скобами внутри картера или снаружи вдоль блока. Для быстроходных двигателей маслопроводами чаще служат каналы в стенках картера и блока, получаемые сверлением, отливкой или закладкой труб перед отливкой. Подвод масла по каналам в быстроходных двигателях предпочтительнее, потому что плотность отдельных маслопроводов вследствие вибраций часто нарушается; однако очистка таких маслопроводов, естественно, легче.

Расчетные скорости в маслопроводах выбирают в пределах 1-2,5 м/сек,,

Масляные фильтры

Фильтры, применяемые в системах смазки современных двигателей, могут быть разделены на две группы: грубые фильтры, через которые пропускается все циркулирующее в системе масло, включаемые в систему последовательно, и фильтры тонкой очистки, через которые прокачивается только часть масла (до 20%), подвергающаяся более тщательной очистке и затем смешивающаяся с остальным маслом в маслосборнике; эти фильтры включаются параллельно к маслопроводам смазочной системы. Только в тихоходных стационарных и судовых двигателях обычно ограничиваются грубой фильтрацией.

По роду фильтрующего элемента фильтры грубой очистки разделяются на сетчатые и щелевые. В маслозаборниках и откачивающих магистралях чаще всего применяют сетчатые фильтры из медной или латунной сетки с 25-100 отверстиями на 1 см. На напорных магистралях тихо-" ходных двигателей фильтрующие сетки имеют 50-200 отверстий на 1 см, а для быстроходных-до 10 000.



в судовых и стационарных двигателях фильтры выполняют сдвоенными, для того чтобы обеспечить возможность периодической чистки фильтрующих элементов во время работы двигателя. На фиг. 318 показан сдвоенный фильтр двигателя 18Д. Фильтр состоит из двух одинаковых секций, включаемых в работу или отдельно, или параллельно при помощи пробкового крана, В каждой секции установлены девять фильтрующих элементов 4, надетых на центральную трубу 2 с отверстиями и прижатых диском 3. фильтрующий


Фиг. 318. Сетчатый фильтр.

элемент состоит из двух спаянных штампованных тарелок 6 с отверстиями на наружной поверхности, закрытыми припаянными латунными сетками 5. Торцы элементов плотно прилегают один к другому. Масло поступает в фильтр по каналу 7, проходит через сетки внутрь фильтрующих элементов, а затем по внутренней трубе 2 выходит из фильтра по каналу 8. Секции закрыты легко открывающимися крышками, вследствие чего можно вынуть фильтрующие элементы для очистки. В крышках установлены краники / для выпуска воздуха при заполнении фильтров.

В щелевых фильтрах масло очищается при проходе его через узкие щели шириной 0,03-0,10 мм.

По методу образования этих щелей такие фильтры разделяются на п л а-стинчатые и проволочные (ленточные). На фиг. 319 показагю устройство пластинчатого фильтра. Фильтрующий элемент состоит из набора фильтрующих 4 и промежуточных 5 пластин. Толщиной промежуточных пластин определяется ширина щелей, через которые происходит фильтрация топлива. Фильтрующий элемент набран на квадратном стержне 7, который может быть повернут рукояткой 3. На неподвижном квадратном стержне /



0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57