![]() | |
Главная Промышленность Объем масла в системе смазки для снижения веса двигателя и уменьшения расхода масла при его смене должен быть по возможности малым,, но достаточным для заполнения всей системы и смачивания деталей и стенок картера и для создания определенного запаса, компенсируюи;его расход масла между заправками двигателя. Этот расход вследствие испарения и выгорания составляет для двигателей различных типов и в зависимости от их изношенности от I до 7% от расхода топлива. В современных двигателях объем масла, заливаемого в систему смазки с мокрым картером, составляет в л1л. с: для автомобильных карбюраторных...............0,05-0,15 „ тракторных карбюраторных.................0,25-0,35 , быстроходных двигателей с воспламенением от сжатия . . . 0,20-0,45 Объем масляного бака в системах с сухим картером судовых и стационар; ных двигателей составляет до 1 л/л. с. Масляные насосы Масляные насосы современных двигателей выполняют в большинстве случаев шестеренчатого типа. Лишь в отдельных конструкциях находят применение коловратные и винтовые (червячные) насосы, а для систем не циркуляционной смазки-лубрикаторы. Шестеренчатый насос, схема которого показана на фиг. 3J.3, представляет собой две сцепленные шестерни, из которых одна приводится во вращение валиком, а другая свободно вращается на оси. Обе шестерни охвачены кожухом, в котором они вращаются с малыми зазорами как в радиальном, так и в торцевом направлении. Масло захватывается зубьями и перегоняется из полости 3 впуска в полость 2 нагнетания, как показано стрелками на чертеже. 2 При входе зубьев в сцепление во впадине получается некоторый замкнутый объем, в котором масло сильно сжимается, что при-J " водит к неравномерной работе насоса. Во избежание этого в торцевой стенке кожуха выполняют углубление 1, через которое сжимаемое масло перетекает в полость нагнетания. Возможны и другие методы разгрузки впадин, например применение шестерен с косым зубом. В системах смазки с несколькими насосами их обычно компонуют в один агрегат, состоящий из нескольких секций (шестеренчатых пар) с приводом одним валиком. На фиг. 314 показан такой агрегат двигателя КДМ-46. В этом двигателе применена система смазки с мокрым картером, однако для обеспечения ее работы при значительных наклонах двигателя масло откачивается из передней и задней частей картера в среднюю, откуда уже и забирает масло нагнетательный циркуляционный насос. Откачивающие секции 4 забирают масло соответственно из заднего и переднего маслоприемников и сбрасывают его в средний поддон. В этот поддон опущен сетчатый фильтр-маслоприемник 3, через который масло засасывается нагнетательной секцией 5. Ведущие шестерни всех секций приводятся во вращение валиком /. В корпусе насоса установлен редукционный клапан 2, нагруженный пружиной, затяжку ![]() Фиг. 313. Схема шестеренчатого насоса. ![]() Разрез rn ДД ![]() Разрез по 65 ![]() Фиг 314. Трехсекционный шестеренчатый насос. ![]() ![]() Фиг. 315. Привод масляного насоса судового двигателя. которой можно изменять и таким образом регулировать давление в системе смазки. Редукционный клапан перепускает часть масла из нагнетательной полости обратно в поддон. Расположение масляного насоса и способ его привода зависят от типа двигателя. Для стационарных и судовых двигателей чаще всего применяют расположение насоса снаружи на торце двигателя с приводом или непосредственно от конца коленчатого вала или, как, например, в двигателе 18Д (фиг.315), от конца вала / через набор зубчатых шестерен 2 и 3. В автомобильных и тракторных двигателях масляный насос обычно располагают внутри картера. ![]() Фиг. 316. Привод масляного насоса тракторного двигателя с воспламенением от сжатия. На фиг. 316 показаны расположение насоса и способ привода его в двигателе Д-35 от коленчатого вала через промежуточную шестерню / и шлице-вой валик 2. Применяют также цепные передачи к валику вместо зубчатых. Пример внешнего расположения насоса в двигателе М-20 показан на фиг. 317. Насос / приводится в действие наклонным валиком через винтовую передачу 2 от распределительного вала двигателя. Передаточные числа приводов масляных насосов могут быть от 0,7 до 2 jl (считая по числу оборотов коленчатого вала ), причем меньшие значения относятся к более быстроходным двигателям. Насосы реверсивных двигателей имеют клапаны, обеспечивающие подачу масла при любом направлении вращения приводного валика. Устройство такого насоса показано на фиг. 315. В обеих полостях насоса установлено по одному впускному 4 и одному нагнетательному 5 пластинчатым клапанам. При вращении шестерен в направлении, указанном стрелками, открыты верхний впускной и нижний нагнетательный клапаны; при изменении направления вращения открыты нижний впускной и верхний нагнетательный. Основные размеры масляного насоса - диаметр начальной окружности шестерен и длину зуба определяют на основании следующих соображений. Если допустить, что объем впадин равен объему зубьев, то объем масла, подаваемого за один оборот вала, будет равен объему полого цилиндра с толщиной стенки, равной высоте зуба. Таким образом, производительность насоса составляет V = 7:Dhbny]JO-.eo л1час, 0 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 |