Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57

Объем масла в системе смазки для снижения веса двигателя и уменьшения расхода масла при его смене должен быть по возможности малым,, но достаточным для заполнения всей системы и смачивания деталей и стенок картера и для создания определенного запаса, компенсируюи;его расход масла между заправками двигателя. Этот расход вследствие испарения и выгорания составляет для двигателей различных типов и в зависимости от их изношенности от I до 7% от расхода топлива.

В современных двигателях объем масла, заливаемого в систему смазки с мокрым картером, составляет в л1л. с:

для автомобильных карбюраторных...............0,05-0,15

„ тракторных карбюраторных.................0,25-0,35

, быстроходных двигателей с воспламенением от сжатия . . . 0,20-0,45

Объем масляного бака в системах с сухим картером судовых и стационар; ных двигателей составляет до 1 л/л. с.

Масляные насосы

Масляные насосы современных двигателей выполняют в большинстве случаев шестеренчатого типа. Лишь в отдельных конструкциях находят применение коловратные и винтовые (червячные) насосы, а для систем не циркуляционной смазки-лубрикаторы. Шестеренчатый насос, схема которого показана на фиг. 3J.3, представляет собой две сцепленные шестерни, из которых одна приводится во вращение валиком, а другая свободно вращается на оси. Обе шестерни охвачены кожухом, в котором они вращаются с малыми зазорами как в радиальном, так и в торцевом направлении. Масло захватывается зубьями и перегоняется из полости 3 впуска в полость 2 нагнетания, как показано стрелками на чертеже. 2 При входе зубьев в сцепление во впадине получается некоторый замкнутый объем, в котором масло сильно сжимается, что при-J " водит к неравномерной работе насоса. Во избежание этого в торцевой стенке кожуха выполняют углубление 1, через которое сжимаемое масло перетекает в полость нагнетания. Возможны и другие методы разгрузки впадин, например применение шестерен с косым зубом.

В системах смазки с несколькими насосами их обычно компонуют в один агрегат, состоящий из нескольких секций (шестеренчатых пар) с приводом одним валиком. На фиг. 314 показан такой агрегат двигателя КДМ-46. В этом двигателе применена система смазки с мокрым картером, однако для обеспечения ее работы при значительных наклонах двигателя масло откачивается из передней и задней частей картера в среднюю, откуда уже и забирает масло нагнетательный циркуляционный насос. Откачивающие секции 4 забирают масло соответственно из заднего и переднего маслоприемников и сбрасывают его в средний поддон. В этот поддон опущен сетчатый фильтр-маслоприемник 3, через который масло засасывается нагнетательной секцией 5. Ведущие шестерни всех секций приводятся во вращение валиком /. В корпусе насоса установлен редукционный клапан 2, нагруженный пружиной, затяжку


Фиг. 313. Схема шестеренчатого насоса.




Разрез rn ДД


Разрез по 65


Фиг 314. Трехсекционный шестеренчатый насос.



Фиг. 315. Привод масляного насоса судового двигателя.



которой можно изменять и таким образом регулировать давление в системе смазки. Редукционный клапан перепускает часть масла из нагнетательной полости обратно в поддон.

Расположение масляного насоса и способ его привода зависят от типа двигателя.

Для стационарных и судовых двигателей чаще всего применяют расположение насоса снаружи на торце двигателя с приводом или непосредственно от конца коленчатого вала или, как, например, в двигателе 18Д (фиг.315), от конца вала / через набор зубчатых шестерен 2 и 3.

В автомобильных и тракторных двигателях масляный насос обычно располагают внутри картера.


Фиг. 316. Привод масляного насоса тракторного двигателя с воспламенением от сжатия.

На фиг. 316 показаны расположение насоса и способ привода его в двигателе Д-35 от коленчатого вала через промежуточную шестерню / и шлице-вой валик 2. Применяют также цепные передачи к валику вместо зубчатых.

Пример внешнего расположения насоса в двигателе М-20 показан на фиг. 317. Насос / приводится в действие наклонным валиком через винтовую передачу 2 от распределительного вала двигателя.

Передаточные числа приводов масляных насосов могут быть от 0,7 до 2 jl (считая по числу оборотов коленчатого вала ), причем меньшие значения относятся к более быстроходным двигателям.

Насосы реверсивных двигателей имеют клапаны, обеспечивающие подачу масла при любом направлении вращения приводного валика. Устройство такого насоса показано на фиг. 315. В обеих полостях насоса установлено по одному впускному 4 и одному нагнетательному 5 пластинчатым клапанам. При вращении шестерен в направлении, указанном стрелками, открыты верхний впускной и нижний нагнетательный клапаны; при изменении направления вращения открыты нижний впускной и верхний нагнетательный.

Основные размеры масляного насоса - диаметр начальной окружности шестерен и длину зуба определяют на основании следующих соображений.

Если допустить, что объем впадин равен объему зубьев, то объем масла, подаваемого за один оборот вала, будет равен объему полого цилиндра с толщиной стенки, равной высоте зуба.

Таким образом, производительность насоса составляет

V = 7:Dhbny]JO-.eo л1час,



0 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57