Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57

маслоналивной патрубок 7. Замена фильтра грубой очистки фильтром тонкой очистки и пропуск через него всего масла, подаваемого насосом, нерациональны: такой фильтр для уменьшения сопротивления пришлось бы выполнить очень большого размера.

В автомобильных двигателях обычно масло достаточно интенсивно охлаждается в картере, обдуваемом снаружи воздухом. Однако в жаркую


Смазт

распреде/1ате/1ьных зуйчаток Фиг. 311. Схема системы смазки карбюраторного двигателя.

погоду, а также при тяжелых режимах работы двигателя этого охлаждения оказывается недостаточно. В данной системе масло дополнительно охлаждается в масляном радиаторе (охладителе) 4, который можно включать в работу поворотом краника. Масло поступает в радиатор из нагнетательного канала насоса через клапан 6 по трубке 5, а охлажденное масло сливается в картер по трубке 3. Клапан 6, препятствующий отводу масла из системы при малых давлениях смазки, служит в качестве предохранительного для предупреждения полного прекращения подачи масла к трущимся деталям. Вспомогательные агрегаты двигателя имеют индивидуальные масленки для жидкой или консистентной смазки.

Двигатели с воспламенением от сжатия вследствие более высокой нагрузки узлов трения имеют и более развитую систему смазки. В качестве примера на фиг. 312 показана схема системы смазки двухтактного быстроходного двигателя (ЯA3) с воспламенением от сжатия. Зубчатый масляный насос 2 забирает масло из поддона через сетчатый маслозаборник J и нагнетает



его через фильтр грубой очистки 4 и масляный холодильник 6 в магистраль 7. Насос имеет редукционный клапан, ограничивающий давление в системе смазки. Для подачи смазки в период пуска, когда масло холодное и сопротивление фильтра и холодильника велико, установлен клапан 3, перепускающий масло в магистраль по каналу 5 помимо фильтра и холодильника. Из масляной магистрали масло по каналам направляется к коренным подшипникам и далее по каналам в коленчатом валу 18 к шейкам колен, а затем


Фиг. 312. Схема системы смазки быстроходного двигателя с воспламенением от сжатия.

через каналы 16 в шатунах на смазку поршневых пальцев. Вследствие высокой термической напряженности поршней двигателя смазочное масло используется также для их охлаждения. Для этого в верхнюю головку шатуна вставлена форсунка, через отверстия которой масло струями подается на днище поршня и затем стекает в поддон. По вертикальным каналам 11 и 15 масло подводится к крайним подшипникам распределительного и уравновешивающего валов 12 и далее к верхнему продольному каналу в головке 14. Промежуточные подшипники валов смазываются через каналы в валах, а шестерни привода распределения - через особые отверстия из канала 16. Из канала 14 через отверстия в стойках масло поступает к осям 13 рычагов привода клапанов и насос-форсунок, и далее, по каналам в рычагах, к узлам механизма распределения. Стекающее масло поступает в корыто распределительного вала и смазывает кулачки, а затем поступает через отверстия 10 в корпус продувочного насоса 9 для смазки подшипников роторов и их шестерен, после чего масло стекает в поддон картера через отверстия 8. Привод продувочного насоса смазывается под давлением из канала 11. Часть масла отбирается из магистрали и пропускается через фильтр 17 тонкой очистки обратно в поддон.



Системы смазки с сухим картером отличаются от рассмотренных схем только наличием промежуточного масляного бака (или сточной цистерны) вне двигателя, из которого и забирает масло насос, нагнетающий его в систему смазки.

В стационарных и судовых двигателях масло из картера стекает в этот бак обычно самотеком. В быстроходных напряженных двигателях осушение картера производится откачивающим масляным насосом, подающим масло в бак. Для обеспечения откачки масла при наклонах двигателя выполняют двусторонний забор масла из переднего и заднего отсеков картера или устанавливают два откачивающих насоса, из которых один забирает масло из передней части картера, а другой - из задней. Двусторонний забор масла с установкой дополнительных перекачивающих насосов применяют иногда и в системах с мокрым картером.

Расчет элементов системы

Исходной величиной для расчета элементов системы смазки является количество масла, прокачиваемого через систему в единицу времени, называемое протоком или прокачкой. Эту величину можно определить с учетом количества тепла Q, которое должно быть перенесено маслом от деталей двигателя в холодильник. Если масло не используется для охлаждения поршней, то это количество тепла можно считать равным 1,5-2% от тепла сгорающего в цилиндрах топлива, что составляет в кшл1э. л. с. ч.

для карбюраторных двигателей.................. 30-50

, двигателей с воспламенением от сжатия........... 40-50

Если в систему смазки включена система охлаждения поршней, то расчетное количество тепла возрастает дополнительно еще на 80-90 ктл1э. л. с. ч. Удельный проток масла в системе можно подсчитать по формуле

Ом = и11э.л.с.ч.,

где с - теплоемкость масла, равная 0,4-0,5 ккал/кг-град;

5 - коэффициент запаса, величину которого принимают равной 2, 3 и более.

Перепад в °С в холодильнике принимают для двигателей:

судовых и тепловозных....................L~lH~

автомобильных и тракторных с водяным масляным холодильником . 20-25 автомобильных и тракторных с воздушным масляным радиатором . 5-8

Неопределенность в выборе коэффициента запаса приводит к тому, что практически отказываются от подобного расчета, а непосредственно задаются количеством масла, прокачиваемого через систему, с учетом средних значений удельного протока (в л/э,л, с, ч.) в существующих двигателях, равного:

для автомобильных и тракторных карбюраторных и газовых .... 10-20 , двигателей с воспламенением от сжатия:

быстроходных....................... 20-40

тихоходных........................ 5-10

Для обеспечения такого протока масла в современных двигателях давление в системе смазки выбирают в следующих пределах (в кг/см):

для быстроходных карбюраторных двигателей и двигателей с воспламенением от сжатия................... 2 - 5

для тихоходных двигателей с воспламенением от сжатия .... 0,8-1,8

, двигателей повышенной мощности и быстроходности .... 6-9



0 1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57