Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 [ 117 ] 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162

ных сталей УЮА, У12А с закалкой до твердости > 50HRC; для изготовления подпятников применяют искусственные камни типа агата, сапфира, рубина или ситалла и другого специального стекла.

Материалы валов и осей. Валы и оси изготовляют преимущественно из конструкционных сталей марок 20, 30, 35, 40 и 45 и обыкновенных углеродистых сталей СтЗ, Ст4, Ст5, Стб без термообработки. Для валов с термообработкой применимы стали 20Х, 45Х, 12ХНЗА, 40ХН, ЗОХГТ и др. Оси измерительных приборов, часовых и других механизмов изготовляют из сталей У7, У8 и У12, из нержавеющей стали, бронзы марок БрАМц9-2, БрКМцЗ-1, БрОЦ4-3, БрБ2 и др. В конструкциях электромеханических приборов для валиков и осей используют алюминиевые сплавы марок Д1, Д16, Д16Т, Б95, АД1, а также пластмассы (текстолит, волокнит) и керамические материалы.

13.2. ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ

в простейшем виде подшипник скольжения представляет собой отверстие в корпусе или втулке, охватывающее цапфу и нагруженное поперечными радиальными силами. Типовой подшипник скольжения состоит из корпуса, вкладышей и смазывающих устройств.

Таблица 13.12. Втулки биметаллические по [13.2; 13.17] (рис. 13.21), мм

ряд 1

ряд 2

ряд 3

0,4...0,8

0,4...0,8

o,5:.:i,o

0,5...1,0

0,9...1,5

0,9...1,5

Форма корпуса подшипника может быть произвольной или стандартной. Стандартные корпуса подшипников скольжения (рис. 13.20) делятся на н е р а 3 ъ е м н ы е {а) [13.9] иразъемные (б) [13.11; 13.18]. В отверстия корпуса устанавливают вкладыши, выполненные из антифрикционных материалов в виде разъемных или цельных




Рис. 13.20. Подшипник скольжения с неразъемным (а) и разъемным (б) корпусом

втулок. Два типа втулок - биметаллические и из спекаемых материалов- стандартизованы. Размеры втулок биметаллических [13.10; 13.17] приведены в табл. 13.12, втулок из спекаемых материалов - порошков железа или бронзы [13.2] -в табл. 13.13 (рис. 13.21 и 13.22 соответственно).

При конструировании нестандартных вкладышей их параметры определяют в зависимости от диаметра цапфы и материала вкладыша. Для чугунных вкладышей 5 = 0,35+2,5 мм, для бронзовых-s = =(0,05...0,08)J+ 2,5 мм. Толшина буртика Я= (1...1,2)5, высотабуртика



h - 0,065. Толщина слоя баббита (сплава на основе олова, свинца и сурьмы, например марок Б83, Б89) на рабочей поверхности вкладыша обычно не превышает 0,5 мм. Рекомендуемое соотношение длины вкладыша к диаметру его отверстия под цапфу lid = 0,5...0,9 (рис. 13.23).

Таблица 13.13. Втулки из спекаемых материалов по [13.10, 13.17] (рис. 13.22), мм

ряд 1

ряд 2

ряд 3

25; 26

27; 28

30; 32

33; 36

35; 38

38; 40

41; 45

44; 48

46; 50

51; 55

58; 60

63; 65

68; 72

На наружной поверхности вкладышей допускается выполнение канавок с размерами по табл. 13.14 (рис. 13.24).

Размеры смазочных канавок вкладышей и отверстий подшипников скольжения (см. рис. 13.24) принимают равными: А, = 0,025й; г = 0,05й; Л=0,15; а = (0,08...0,12)/; Z» = (0,12...0,20)/; 0 = 0,25; dlbs.

Тип А

Тип В

@Ф1Т8

Рис. 13.21. Втулки биметаялические для подшипников скольжения



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 [ 117 ] 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162