Главная Промышленность г) Л Рис. 13.5. Переходные участки между ступенями валов (галтели) Стандартные ряды числовых значений диаметров цапф (см. табл. 13.1) согласованы со стандартным рядом посадочных диаметров подшипников качения. Диаметр буртика (заплечика) вала для упора подшипника качения может быть определен как D = d+ 3,2/-,, где г, - координата фаски внутреннего диаметра подшипника. Переходные участки между ступенями валов и осей выполняют, как правило, в виде плавного перехода, называемого галтелью. Галтели (рис. 13.5) очерчивают дугами возможно большего радиуса (а), выполняют по эллиптической кривой (б), с поднутрением постоянного {в) или переменного (г) радиуса. Предусматриваемые для выхода шлифовального круга кольцевые канавки и проточки {д, е) должны иметь стандартные размеры (см. табл. 7.26 и 7.27). В зависимости от диаметра посадочной поверхности d координаты ruf галтели (см. рис. 13.2), высота буртика /ц (при переходе цилиндр - цилиндр) и /к (при переходе конус - цилиндр) определяются по табл. 13.3. Таблица 13.3. Высота буртиков (заплечиков) переходных участков валов и осей (рис. 13.2), мм
Поля допусков диаметров до 5,8 мм не регламентированы; св. 5,8 до 30 мм -Дб; св. 30 до 50 мм -к6; св. 50 до 630 мм -т6. Шпонки: для валов (см. рис. 10.48, исполнение 1, и рис. 10.51): для диаметров до 14 мм -сегментные; для диаметров св. 14 мм - призматические обыкновенные, тангенциальные нормальные; для валов (см. рис. 10.48, исполнение 2): для диаметров до 30 мм - l,max iSD Рис. 13.6. Резьбовой участок вала с канавкой под язычок стопорной шайбг Рис. 13.7. Смазочные отверстия и канавки валов призматические обыкновенные; свыше 30 мм - призматические высокие и тангенциальные усиленные. Допуск симметричности шпоночного паза относительно оси конца вала не должен превышать двух полей допусков на ширину шпоночного паза. Допуск параллельности плоскости симметрии шпоночного паза относительно оси конца вала - не более половины поля допуска на ширину шпоночного паза. Размеры резьбовых участков валов и канавок под язычок стопорной шайбы приведены на рис. 13.6 и в табл. 13.4, смазочных отверстий и канавок -на рис. 13.7 и в табл. 13.5. Конические концы валов с конусностью 1:10 и диаметром от 3 до 630 мм предназначены для посадки деталей, передающих крутящий момент (шкивы, муфты, зубчатые колеса и др.) в машинах, механизмах и приборах (кроме тяговых и автотракторных электрических машин). Таблица 13.4. Размеры резьбовых участков валов и канавок под язычок стопорной шайбы (рис. 13.6), мм
Таблица 13.5. Размеры смазочных отверстий и канавок валов (рис. 13.7), мм
Размеры концов валов (рис. 13.8) двух типов - с наружной резьбой и внутренней резьбой - нормализованы в двух исполнениях: 1 - длинные, 2 -короткие [7.21]. В табл. 13.6 приведены размеры концов валов с конусностью 1:10 в интервале диаметров от 3 до 125 мм. Таблица 13.6. Концы конических валов с конусностью 1:10 с наружной резьбой (рис. 13.8, а), мм
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 [ 113 ] 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 |