![]() | |
Главная Промышленность ![]() сС о-о-о-ю ![]() 5 11 10 9 в а Рис. 57. Схемы последовательности затяжки гаек и винтов: а - головки блока; б - картера двигателя; в - крышек коренных подшипников; г - колес автомобиля; д - фланца на четырех виитах; е - гайка с пазами. ![]() Максимальный крутящий момент, Н-м (кгс-м) Максимальный диаметр резьбовь1х сЬедикений, мм Сталь 40Х и -ЗОХГСА, ГОСТ 4543-61 35 и 45, ГОСТ 1050-60 Ст. 5, ГОСТ 380-60 Ст. 3 ГОСТ 380-60 Алюминий 0,6 (0,06) 2,0 (0,2) 6,0 (0,6) 20,0 (2,0) 32 (3,2) 63 (6,3) 100 (10) 160 (16) 250 (25) 400 (40) 800 (80) 1250 (125) 2000 (200) 3150 (315) 5000 (500) 8000 (800) 3 4 6 8 10 12 14 16 18 22 27 32 36 42 48 60 3 5 6 10 12 14 16 20 22 27 32 39 45 52 60 72 3 4 6 10 12 16 18 22 24 30 36 42 48 56 68 80 4 6 8 12 14 18 20 24 30 33 42 45 52 60 76 85 12 14 18 Крутящим моментом, значения которого для некоторых случаев приведены в таблице 3. s Чтобы получить нужный момент затяжки резьбового соединения,, применяют предельные и динамометрические ключи. Но, хотя усилие затяжки изменяется прямо пропорционально моменту на ключе, тем не менее эта зависимость может значительно отличаться для разных резьбовых пар. Дело в том, что на усилие затяжки влияет целый ряд факторов, как-то: защитное покрытие, нанесенное на резьбу, ее смазка, твердость трущихся поверхностей и т. д. Например, если при постоянном моменте на ключе затянуть резьбовое соединение без покрытия и без смазки и считать при этом усилие затяжки за единицу, то при смазке резьбы веретенным маслом относительная величина усилия затяжки окажется равной 1,08, а при смазке касторовым маслом 1,22. Зная это обстоятельство, при сборке машин и их узлов нужно строго соблюдать технические условия. Если, например, была предусмотрена сборка со смазкой резьбы и торца гайки, а проведена операция без смазки, будет допущена ошибка в усилии затяжки в среднем на 8%. Отвинчивание гаек и винтов. В результате длительного пребывания в затянутом состоянии в резьбовых соединениях происходят процессы (окисление и. др.), которые в значительной степени затрудняют отвертывание гаек и винтов. Например, по данным 3. С. Колясинского, при разборке автомобилей ЗИЛ-164 и их агрегатов необходимы значительные крутящие моменты (табл. 4).
В целях облегчения отвертывания гаек, сидящих на загрязненных винтах, Украинским филиалом ГОСНИТИ предложена конструкция гайки с торцовыми пазами (рис. 57, е). Пазы изготовлены так, что наружная кромка паза проходит по касательной к наружному диаметру резьбы, а внутренняя - на расстоянии 1,5-2,0 5 шага 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 [ 22 ] 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 |