Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [ 21 ] 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Стержни отверток изготавливаются из сталей марок У 7, 40 X и 50 ХФА или сталей других марок с механическими свойствами, не ниже указанных сталей.

Твердость лопаток отверток находится в пределах HRC 46-51, а на участке от лопатки до ручки - HRC 30-51. Места стержней в месте соединения с ручкой тер.мической обработке не подвергаются.

Шероховатость лицевых поверхностей металлических деталей отверток делается не грубее 6-го класса чистоты по ГОСТ 2789-59, а деревянных ручек и щечек - 7-го класса чистоты по ГОСТ 7016-68.

Размеры промышленных отверток даны в ГОСТ 17199-71.

Основные требования техники безопасности к конструкции отверток. Отвертки - инструмент, который рабочий во время его применения держит «голыми» (незащищенными) руками, соприкасаясь при этом со всеми частями отвертки. Поэтому во избежание повреждения кожного покрова рук рабочего при изготовлении отверток следует об* этом помнить и отделывать их тщательнее.

В числе требований техники . безопасности к отверткам можно указать следующие.

1. Во избежание соскакивания отвертки с винта при его вывертывании длина лезвия лопатки должна быть равна диаметру головки болта. При изготовлении отверток это надо учитывать и делать лопатку под определенный размер винтов.

2. Соединение ручки со стержнем необходимо делать прочным, исключающим возможность проворачивания и соскакивания.

3. Все металлические колпачки и пятки, устанавливаемые на ручки, должны сидеть на них плотно, так чтобы исключить возможность соскакивания во время работы.

4. Щечки, устанавливаемые на ручках отверток, должны прочно закрепляться заклепками, головки которых должны «утопать» в ручках. Никаких уступов в местах соединений щечек с металлом не допускается.

5. При заточке лезвия непериендикулярность его по ширине лопатки относительно оси стержня не должна превышать 0,5 мм на 10 мм ширины.

6. Пластмассовые ручки как на поверхности, так и в середине не должны иметь расслоений, раковин, трещин, сколов. Следы плоскости разъема пресс-формы зачищают, а у ручек из фенопласта и полируют.



ГЛАВА III ГАЕЧНЫЕ КЛЮЧИ

§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Завинчивание гаек и винтов. Собирая машины и их агрегаты, особенно те, узлы которых работают под большим внутренним давлением или испытывают переменные нагрузки, совершенно необходимо затягивать крепежные детали равномерно, с определенным усилием.

Если же не соблюдать эт(5го, может произойти деформация сопрягаемых деталей, появится течь масла и воды по плоскостям разъема, быстро ослабнут соединения. Поэтому затягивать гайки и винты следует, во-первых, в определенной последовательности и, во-вторых, с необходимым усилием и равномерно.

Последовательность затяжки. Затягивать гайки и винты нужно в несколько приемов, за каждый прием на одпу-две грани. После полной затяжки необходимо все гайки отвернуть на 3-5° (сместить грани на 1-1,5 мм) для устранения напряжения скручивания в шпильках.

При завинчивании гаек, подлежащих шплинтовке {прорезных или корончатых), в случае несовпадения прорези с отверстием в болте необходимо довертывать их в сторону увеличения затяжки, до совпадения ближайшей прорези на гайке с отверстием для шплинта в болте.

После затяжки гайки длина выступающей части болта или шпильки должна быть в пределах одной - трех ниток.

Гайки, крепящие головки цилиндров, сделанных из алюминия, следует затягивать только на холодном двигателе. Выполнение этой операции на горячем двигателе не приводит к цели, так как коэффициент линейного расширения алюминия значительно больше, чем у стали.

Гайки, крепящие детали с резиновыми прокладками (например, впускные трубы двигателей автомобилей ГАЗ-66), т. е. те, которые не могут ограничивать затяжку до упора, следует затягивать с умеренным усилием, причем поочередно, то правый, то левый ряд гаек.

3* 67



Когда в соединяемых деталях более двух болтов, винтов или гаек, то их все сначала нужно завернуть, не прилагая значительных усилий, до полного прилегания к шайбам, а затем затянуть в порядке, который указывается в соответствующей Технической документации на сборку каждого агрегата.

В техслучаях, когда технические условия отсутствуют, для равномерного обжатия прокладок и предупреждения опасных деформаций детали крепления следует затягивать в последовательности, предложенной в качестве примерачна рисунках 57, а, б, в, г, д. Цифры на схемах показывают последовательность выполнения операций.

Усилие затяжки резьбовых соединений - весьма иважный фактор. Недостаточное усилие приводит к нарушению плотности соединения, особенно отрицательно оно влияет на резьбовые соединения, воспринимающие переменные нагрузки, например шатунные болты.

При испытании шатунных болтов двигателей СМД-14 на усталостную прочность выявлено, что при снижении момента предварительной затяжки от 150 Н-м (нормальный момент для этого соединения) до 50 Н-м (от 15 до 5 кгс-м) несущая способность шатунных болтов сократилась втрое.

Некоторое увеличение момента предварительной затяжки не вызывает опасности разрушения болтов, однако может привести к искажению геометрии постелей вкладышей, что крайне нежелательно; при излишне большом усилии затяжки, превышающем предел текучести материала, возможен обрыв винтов и болтов, что приводит в ряде случаев к аварии.

Особую осторожность необходимо проявлять при затяжке болтов, винтов и гаек малых размеров (6, 8, 10 мм), так как легко повредить их, а иногда и свернуть стержень винта или болта. Ключ следует накладывать на гайку полностью, всей плоскостью зева, и затягивать плавно, без рывков, не прилагая больших усилий.

При всех крепежных операциях преимущественно нужно пользоваться накидными и. торцовыми ключами - они .лучше держатся на гайках и удобны в работе. Применять разводные ключи следует только в самых крайних случаях, когда других ключей в данный момент нет, а работа должна быть выполнена немедленно.

Поэтому, собирая машины, затяжку деталей крепежных резьбовых соединений нужно выполнять с определенным



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [ 21 ] 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100