Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 [ 97 ] 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136

на самом деле ноше восприятие физических Архитектурных размеров, ровно как пропорций и мосштабов, неточно. Оно подвержено воздействию перспективных и дистанционных сокращений, влиянию культурны[х предпочтений, ио-этому достаточно трудно со всею точностью U объективностью зоронее предсказать создаваемый эффект.




Особенно трудно улавливаются незночительные различия в размерах формы. Если квадрат по определению имеет четыре равные стороны и четыре прямых угла, то прямоугольник может ко-зоться точным квадратом, почти квадратом или вовсе не квадратом. Он может выглядеть удлиненным, укороченным, коренастым или приземистым, 8 зависимости от нашей точки зрения. Мы употребляем эти определения, чтобы с их помощью придать форме или фигуре зрительный образ, который складывается е значительной степени в результате нашего восприятия их пропорций. Это, однако, никак нельзя на-звоть точной наукой.

Отношение:

ас abed проиорчня:-=- или =7=1=7

Пропорция - это равенство между двумя отношениями, когда первый из четырех членов, деленный на второй, равен третьему деленному на четвертый.

Целое

Часть

но если реальные размеры и композиционные соотношения, выстроенные но основе определенной пропорциональной системы, не могут объективно U единообразно всеми восприниматься, в чем же тогда заключается польза и, более того, особенно важноя роль системы пропорциониро-вония в архитектурном проекте?

Цель всех пропорциональных теорий - создать впечатление упорядоченности и гормонии всех зримых элементов постройки. Согласно Евклиду, отношение выражает количественное сровнение двух подобных вещей, а пропорция - равенство отношений. Поэтому любая система пропорций основано на определенном соотношении, но постоянной хороктеристике, которая переходит из одного отношения в другое. Таким образом, система пропорций устанавливоет последово-тельный ряд визуальных соотношений как между чостями сооружения, ток и между частями и целым. Хотя эти соотношения при первом взгляде могут U не прочитываться, сразу же ощущается U воспринимается создавоемоя ими визуальная упорядоченность, суть которой начинает рос-позноваться при более пристальном вглядыво-HUU. Через какое-то время мы начинаем видеть целое по части и чость по целому



Системы пропорционированмя способствуют эстетическому осмыслению функциональных и технических мерных пирометров архитектурных форм н пространств. Они способны визуально объединять множественность элементов архитектурного проекта, приводя все его части к единому ряду пропорций. Они вносят упорядоченность, целостность и соподчиненность в организацинЗ пространственных объемов, устанавливают взаимосвязь между внешними и внутренними элементами сооружения.

В ходе истории был разработан целый ряд теорий «идеальных» пропорций. Идея розработки и передачи некой идеольной системы для проектирования - общая для всех времен, и хотя действующая система время от времени меняется, ее основные принципы U ценности остаются для архитекторе неизменными.

Теории пропорций:

• Золотое сечение

• Классические ордера

• Теории эпохи Ренессанса

• ЛЛодулор

• Кен

• Антропометрия

• Масштаб Фиксированная пропорция, употребляемая

при определении измерений и величин

/ 1


®

®

©

Типы пропорций:

Арифметическая

Геометрическая

Гармоническая

£

£

Ь-а "Ь с-Ь £ "а

(т. е. 1,2,3) (т. е. 1,2,4) (т. е. 2,3,6)



Ж / 1

\ / У

-.-JL-

Геометрическое построение золотого сечения; на одной прямой и на геометрической плоскости.

АВ=а ВС=Ь


0 = золотое сечение 0=1==0.618

математические системы пропорций основаны на утверждении Пифагора «число - это все» и на убеждении, что в определенных численных отношениях проявляется гормоническая структура Вселенной. Одно из таких отношений, известное с древних времен, называется «золотым сечением». Греки считали, что золотое сечение определяет пропорции человеческого тела. Уверенные, что человеческие жм-тща U святилии4а богов должны соотеетствовять высшему вселенскому порядку, они использовали те же пропорции в храмовых сооружениях. Архитекторы эпохи ?ш?.сстш тоже использовали золотое сечение в своих работах. Позже Ле Корбюзье положил золотое сечение в основу своей системы «Модулор», U оно до CUX пор применяется в архитектуре.

Золотое сечение можно представить в виде отношения между двумя отрезками линии или двумя измерениями плоской фигуры, когда меньшая часть относится к большей точно так же, кок большая к сумме обеих, т. е. ко всему отрезку. Алгебраически оно выражается следующим уравнением:


а b

b o+b

У золотого сечения есть несколько примечательных алгебраических и геометрических особенностей, которые отражаются и в архитектуре, и в строении многих живых организмов. Любая прогрессия, основанная на золотом сечении, одновременно является арифметической и геометрической.

Другая прогрессия целых чисел, близкая золотому сечению, называется рядами Фибоначчи -1,1, 2,3, 5, 8,13..., - где каждый последующий член равен сум-ме двух предыдущих, и по мере бесконечного продолжения ряда отношение двух последующих членов все больше приближается к золотому сечению.

в числовой прогрессии 1, 0у 0, 01..0" каждый член представляет собой сумму двух предыдущих.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 [ 97 ] 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136