Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 [ 96 ] 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136

Пропорции других конструктивных элементов, скажем несущих стен, плит перекрытия, сводов и куполов, тоже визуально говорят о своей роли в конструктивной системе и характере материала, из которого они изготовлены. Каменная стена, прочная на сжатие, но относительно слабая на изгиб, должна быть толще железобетонной, выполняющей ту же самую задачу, стальная опора может быть тоньше деревянной, неся одинаковую нагрузку. Железобетонная плита десятисантиметровой толщины может перекрыть более обширное пространство по сравнению с деревянной палубой такой же толщины.

Поскольку устойчивость конструкции зависит не столько от веса и плотности, сколько от геометрии и прочности материала, элементы, скажем, оболо-чечной или легкой пространственной конструкции утончаются до тех пор, пока не утратят способности задавать измерения и пространственный масштаб.


Дерево и кирпич

Дом Шварца, Ту-Риверс, Висконсин, 1939, Франк Ллойд Райт


....

...л

44-н-

Оболочка

Крыша олимпийского плавательного бассейна, Мюнхен, Германия, 1972, Фрай Ommo

Сталь

Крауи-холл, Иллинойский технологический институт, Чикаго, 1956, Л. Мис ван дер Роэ



-I г.....::тт

Стандартные оконные рамы


Размеры и пропорции многих архитектурных элементов задаются не только их конструктивными характеристиками U функциями, но U способом изготовления. Поскольку это элементы массового заводского производство, они имеют стандортные размеры и пропорции в соответствии с производственными стандартами или по усштрению производителей.

Например, бетонные панели и стандартный кирпич выпускаются в виде модульных строительных элементов. Хотя они отличаются друг от друга по розмером, U те, и другие обладо ют соответствующими пропорциями. Доски U прочие кровельные материалы тоже изготавливаются в виде модульных элементов с фиксировонными пропорциями, и стольные конструкции имеют определенные пропорции, принятые производителями и утвержденные Американским институтом стальных конструкций. Пропорции окон и дверей выбироют производители этих деталей.

Поскольку эти и прочие мотериалы в конечном счете должны сочетоться, абсолютно точно вписываясь в конструкцию здания, от стондортных роз-меров и пропорций готовых деталей зависят розмеры, пропорции и объемы других материалов. Стондортные двери и окна по размером и пропорциям соответствуют модульным проемом, пространственное расположение деревянных U металлических стоек и балок соглосуется с розмероми модульных кровельных материолов.




Даже учитывая пропорциональные ограничения, наложенные на форму характером материала, процессом производства, архитектор имеет возможность определять пропорции форм и пространственных объемов внутри и вокруг сооружения. Ему принадлежит законное право выбора квадратной или продолговатой в плане формы помещения, небольшого или крупного масштаба, впечатляющего фасада выше нормального и так далее, но на каком основании принимаются такие решения?

"71

20x20

36 м



8x50

Если помещение займет 700 м какие у него должны быть размеры, каким должно быть отношение ширины к длине и длины к высоте? Конечно, форма ы пропорции пространственного объема зависят от его практического предназначения U использования.

По природе статичное квадратное пространство с равными сторонами становится динамичнее, когда его длина растет, превышая ширину. Если квадрат и вытянутые прямоугольники образуют пространство для деятельности, линейные объемы побуждают к движению и способны делиться на множество зон.

Конструкция - технический фактор - иногда ограничивает одно или несколько измерений. Контекст - внешнее окружение или смежные внутренние пространственные объемы - иногда диктуют форму помещения. Порой архитектор в поисках решения берет за образец уже созданное в другом месте в другое время сооружение, повторяя его пропорции, или основывается на эстетических визуальных соображениях о «предпочтительных» соотношениях размеров частей и целого сооружения.




Лесная церковь,

Стокгольм, Швеция, 1918-1920, Эрик Гунар Асплунд

А




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 [ 96 ] 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136