Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 [ 86 ] 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136

глав-v




Стела a каменная черепаха охраняют гробницу императора

Ван-Ли (1563-1620), к северо-западу от Пекина, Китай


Дверной проем в интерьере, Франческо Борромини

Входные проемы в толстых стенах образуют переходные пространства между помещениями.




здание суда в Санта-Варбаре, Калифорния, 1929, Уильям Музер




Все дороги - пешеходные, автомобильные, грузовые, служебные - по своей природе линейные. И у всех есть начальная точка, из которой мы движемся через последовательность пространств к пункту назначения. Линия пути ъатоит от способа передвижения. Если человек идет пешком, он может повернуть, остановиться, отдохнуть по желанию, велосипедист и тем более автомобиль уже не располагают подобной свободой и не имеют возможности резко менять скорость или направление движения, интересно, однако, что, хотя автомобилю (или любому другому транспортному средству на колесах) в идеале нужна дорога шириной, соответствующей poduycy его разворота, он может обойтись и проездом, ширит которого сводится только к его собственным размерам. Пешеходу же, с его способностью к неожиданным сменам направлений, требуется более широкое пространство, чем размеры его собственного тела, и ббльшая свобода в выборе траектории пути.


- ш


"



На скрещении или пересечении дорог всегда приходится делать выбор. Протяженность и тсштаб пересекающихся дорог могут помочь нам различить, которые из них главные и соответственно ведут в большие пространства, а которые второстепенные -ведут в менее значительные пространства. На пересечении идентичных дорог необходимо устроить пространство, достаточное для того, чтобы можно было остановиться и сориентироваться. Форма и шсштаЬ входов и проходов должны также отражать функциональные и символические различия между, скажем, общественным променадом, частным владением или служебным коридором.


□□□□□

Харашгр конфигуроции проходо, с одной стороны, ъаъисит от организоции пространственных объемов, которые он связывает, с другой стороны - он сам оказывает на нее влияние. Конфигурация прохода может подчеркивать структуру пространственной организации, если будет повторять ее рисунок. Или наоборот - конфигурация прохода может контрастировать с формой пространственной организоции, создавая визуальный контрапункт. Мысленно представляя себе полную конфигурацию проходов в сооружении, мы легче будем ориентироваться в здании и понимоть его пространственную композицию.



1. Линейная

Все дороги линейные. Прямая дорога может быть ведущим элементом, организующим ряд простронствен-ных объемов. Оно мажет также быть криволинейной и сегментальной, пересекаться с другими дорогами, иметь ответвления, образовывоть петли.

2. Радиальная

Родиальная конфигурация состоит из линейных дорог, имеющих общую центральную точку, из которой они иаодят или к которой они сходятся.

3. Спиральная

Спиральная конфигурация представляет собой единую непрерывную дорогу, которая, начинаясь в центральной точке, врощается вокруг нее, постоянно удаляясь от нее.

4. Решетчатая

Решетчатая конфигурация состоит из серии взоимопересекающихся параллельных дорог, которые при пересечении образуют регулярные - квадратные или прямоугольные - пространственные интервалы.

5. Сетчатая

Сетчатая конфигурация состоит из дорог, связывающих определенные точки в пространстве.

6. Смешанная

На самом деле в реальном строительстве обычно используются комбинации из описанных выше конфигураций.

Узловые точки конфигураций связаны, как правило, с центрами деловой активности. Здесь распологаются входы в комноты и залы, элементы вертикальной коммуникации - лестницы, пандусы, лифты. В этих пунктах указываются направления движений в здании, а тате обеспечивается возможность остановиться, отдохнуть, сориентироваться. Во избежоние путаницы система перемещений в сооружении должна быть устроена в иерорхическом порядке: проходы и пункты их пересечения должны иметь разные масштаб, форму, длину и размещение.




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 [ 86 ] 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136