Главная Промышленность Четыре вертикальные плоскости вокруг пространственного поля представляют собой, пожалуй, самый типичный U, безусловно, самый сильный тип архитектурной пространственной организации. Полностью замкнутое поле обладает естественной интровертно-стью. для привнесения в подобное поле зрительной доминанты или фасадного акцента одна из образующих его плоскостей должна отличаться от других по размерам, форме, разработке поверхности или характеру устроенных в ней проемов. Четко очерченные замкнутые пространственные поля встречаются в архитектуре в самых разных масштабах: от большой городской площади и внутреннего двора, или атриума, до отдельного зала или комнаты. На этой и следующих страницах представлены примеры замкнутых пространственных полей как в градостроительном масштабе, так и в рамках отдельных сооружений. В истории четырехстороннее ограждение часто использовалось для визуального и пространственного выделения особой сакральной зоны, внутри которой размещалось священное или мемориальное сооружение. Ограждающими плоскостями могут быть валы, стены, изгороди или другие элементы, изолирующие пространственное поле от окружающей среды. 1 i i святилище Исё, префектура Ми, Япония (реконструируется каждые 20 лет с 690 г.) в городской среде четко очерченное пространственное поле может организовывать постройки, расположенные по его периметру. Оно может быть обнесено аркадами или галереями, пространство которых активизирует связь между окружающими сооружениями и ограждаемым пространством. Ш шмт а ш?1
план агоры u окружающего участка в приене, iv в. до н. э. .,.JLLJJ-rWHi.JLiJLiiXllXiJli.Uii.i Форум в помиеях, II в. до н. э. 1> Ь h ь I- Ибрахим-Рауза, мавзолей султана ибрахима II, Биджапур, индия, 1615 Дом № 33 в Приене, ок. m в. до н. э. I....... . Дом в Уре Халдейском, ок. 2000 до н. э. Примеры на этих двух страницах иллюстрируют использование замкнутых пространственных объемов в качестве упорядочивающих элементов, относительно которых могут группироваться и организовываться остальные пространства постройки. Подобным организующим объемам в целом свойственна центричность, четкость очертаний, правильность формы, преобладающие размеры. Здесь они представлены атриумным пространством домов, обнесенным аркадами итальянского палаццо, внутренним пространством греческого святилища, внутренним двором финской городской ратуши, клуатром монастыря. Палаццо Фарнезе, Рим, 1515, Антонио да Сангалло Млодший Китайский дом с внутренним двориком 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 [ 53 ] 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 |