![]() | |
Главная Промышленность ![]() Принцип иерархии подразумевает, что практически во всех архитектурных композициях существуют реальные различия в формах и пространствах. Эти различия отражают уровень значительности форм U объемов, а также их функциональную, формальную U символическую роль в композиции, конечно, критерии оценки их относительного значения зависят от конкретной ситуации, требований и предпочтений пользователя и решений архитектора. Эти критерии могут быть индивидуальными или коллективными, личными или общекультурными. В любом случае способ выявления функциональных или символических отличий между элементами сооружения играет ключевую роль в создании визуальной иерархической упорядоченности форм и объемов. Наброски идеального храма, Леонардо да Винчи ![]() Для ортикуляцмн формы в качестве организационно важной или значительной ее надо визуально акцентировать. Такого акцента можно добиться, придав форме или объему: • исключительные розмфы • уникальную форму • особое «стратегическое» расположение В любом случае иерархически важная форма или объем обретают смысл и значительность, становясь исключением из нормы, «аномалией» в регулярной композиции. 8 архитектурной композиции может быть не один доминирующий элемент. Вторичные доминанты, хотя U обладают меньшей выразительной силой, чем главные, также расставляют визуальные акценты. Эти подчеркнутые, хотя и подчиненные элементы могут привносить в композицию разнообразие, задавать ей интересный ритм, придавать напряженность. Впрочем, если зайти чересчур далеко, вместо визуальной привлекательности может возникнуть неразбериха. Когда все подчеркнуто - не подчеркнуто ничего. Иерархия по размеру Форма или объем могут доминировоть в архитектурной композиции, существенно отличаясь по размерам от веек остальных элементов, обычно такого рода доминирование зрительно выявляется одними только размерами элемента, в некоторых случаях элемент может доминировать благодаря своим значительно меньшим размерам, если он при этом размещается в особо подчеркнутом окружении. Иерархия по форме Форма или пространство могут получить доминирующее и тем самым особо важное положение в композиции благодаря четкому отличию в своих очертаниях от других ее элементов. Явственный контраст формы играет исключительно важную роль, в чем бы он ни заключался - в иной геометрии или в ином системном принципе. Разумеется, важно также, чтобы избранная для иерархически важного элемента форма соответствовала его функциональному предназначению. ![]() Иерархия по расположению Форму или объем можно стратегически расположить так, чтобы они читались как важнейший элемент композиции. Иерархически значимые пункты расположения включают: • точки, замыкающие линейную последовательность или осевую организацию • середину симметричной композиции • фокус центричной или радиальной композиции • ответвления от основной композиции - над, под или перед ней I-[ I-1 План города Саванна, Джорджия, 1733, Джеймс Огпторп сэаС=<с=> c=jHc=it=a t=l«t=It I=3C=1C=3 I ,1 1 »t=It3 сз 1-гс=: г~т I-и- СП cini3n[:» tf;.(i IC3-тз в» ВИЯ"="=»= lC3t План города Саванна, после 1856 ![]() Вилла Трнссино в /Иеледо, рисунок из «четырех книг об архитектуре» Андреа Папладио ![]() ![]() ![]() План средневекового города Л4онфазье, основанного в 1284, Франция 11566505 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 [ 115 ] 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 |