Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 [ 115 ] 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136


Принцип иерархии подразумевает, что практически во всех архитектурных композициях существуют реальные различия в формах и пространствах. Эти различия отражают уровень значительности форм U объемов, а также их функциональную, формальную U символическую роль в композиции, конечно, критерии оценки их относительного значения зависят от конкретной ситуации, требований и предпочтений пользователя и решений архитектора. Эти критерии могут быть индивидуальными или коллективными, личными или общекультурными. В любом случае способ выявления функциональных или символических отличий между элементами сооружения играет ключевую роль в создании визуальной иерархической упорядоченности форм и объемов.

Наброски идеального храма, Леонардо да Винчи


Для ортикуляцмн формы в качестве организационно важной или значительной ее надо визуально акцентировать. Такого акцента можно добиться, придав форме или объему:

• исключительные розмфы

• уникальную форму

• особое «стратегическое» расположение

В любом случае иерархически важная форма или объем обретают смысл и значительность, становясь исключением из нормы, «аномалией» в регулярной композиции.

8 архитектурной композиции может быть не один доминирующий элемент. Вторичные доминанты, хотя U обладают меньшей выразительной силой, чем главные, также расставляют визуальные акценты. Эти подчеркнутые, хотя и подчиненные элементы могут привносить в композицию разнообразие, задавать ей интересный ритм, придавать напряженность. Впрочем, если зайти чересчур далеко, вместо визуальной привлекательности может возникнуть неразбериха. Когда все подчеркнуто - не подчеркнуто ничего.



Иерархия по размеру

Форма или объем могут доминировоть в архитектурной композиции, существенно отличаясь по размерам от веек остальных элементов, обычно такого рода доминирование зрительно выявляется одними только размерами элемента, в некоторых случаях элемент может доминировать благодаря своим значительно меньшим размерам, если он при этом размещается в особо подчеркнутом окружении.

Иерархия по форме

Форма или пространство могут получить доминирующее и тем самым особо важное положение в композиции благодаря четкому отличию в своих очертаниях от других ее элементов. Явственный контраст формы играет исключительно важную роль, в чем бы он ни заключался - в иной геометрии или в ином системном принципе. Разумеется, важно также, чтобы избранная для иерархически важного элемента форма соответствовала его функциональному предназначению.


Иерархия по расположению

Форму или объем можно стратегически расположить так, чтобы они читались как важнейший элемент композиции. Иерархически значимые пункты расположения включают:

• точки, замыкающие линейную последовательность или осевую организацию

• середину симметричной композиции

• фокус центричной или радиальной композиции

• ответвления от основной композиции - над, под или перед ней



I-[ I-1

План города Саванна, Джорджия,

1733, Джеймс Огпторп

сэаС=<с=> c=jHc=it=a

t=l«t=It

I=3C=1C=3 I ,1 1

»t=It3

сз 1-гс=:

г~т I-и- СП

cini3n[:» tf;.(i

IC3-тз

в» ВИЯ"="=»=

lC3t

План города Саванна, после 1856


Вилла Трнссино в /Иеледо, рисунок из «четырех книг об архитектуре» Андреа Папладио




План средневекового города Л4онфазье, основанного в 1284, Франция

11566505



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 [ 115 ] 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136