Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 [ 109 ] 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136

Если в четвертой главе речь шла о геометрической основе организации форм и пространств сооружения, то здесь обсуждаются дополнительные принципы, с помощью которых можно создать упорядоченную архитектурную композицию. Порядок означает не просто геометрическую правильность, а скорее условия, при которых каждая часть целого расположена подобающим образом по отношению к другим частям и с учетом их функций, в результате чего возникает гармоничная композиция.

Программные требования к сооружениям, естественно, сложны U разнообразны. Формы и пространства любой постройки должны выражать иерархию, присущую функциям, которые они обеспечивают пользователям, которым они служат, целям U смыслам, которые они передают, сферам и контекстам, к которым они адресованы. Композиционные принципы обсуждаются именно в связи с этой естественной сложностью, разнообразием и иерархией в замысле, проектировании и строительстве сооружений.

Порядок без разнообразия может создавать монотонность и скуку; разнообразие без порядка превращается в хаос. В идеале должно возникать впечатление единства и разнообразия. Следующие композиционные принципы представляют собой, по нашему мнению, приемы, позволяющие разнообразным формам U пространственным объемам сооружения ощутимо U концептуально сосуществовать в упорядоченном, едином U гармоничном целом.


Пергам, план Верхнего города, II в. до н. э.



Линия между двумя точками в пространстве, относительно которой можно симметрично или уравновешенно расположить формы и пространства.

Симметрия

ООО ООО

сбалансированное распределение и расположение эквивалентных форм и пространств по разные стороны разделяющем линии или плоскости или относительно центра или оси.

Иерархия


Подчеркнутое выделение формы или пространства с помощью размеров, очертаний или расположения относительно других форм и пространств в композиции.

Ритм

объединяющее движение, характеризующееся повторяющимся рисунком, чередованием элементов или мотивов одинаковой или модифицированной формы.

Базовый элемент

Линия, плоскость или объем, которые благодаря своей правильности и протяженности собирают, задают измерения и организуют композицию форм и пространств.

Трансформация

Согласно этому принципу, архитектурный замысел, структуру, организацию можно изменить с помощью ряда отдельных манипуляций и перестановок, отвечая на требования определенного контекста или условий, без потери самоидентичности или базовой концепции.




Эта флорентийская улица, фланкированная палаццо Уффнцн, связывает реку Арно с площадью Синьории

Ось, пожалуй, самый элементарный способ организации архитектурных форм U объемов. Она представляет собой линию, образованную двумя точками в пространстве, относительно которой можно располагать формы и объемы в регулярной или нерегулярной манере. Хотя линия оси - воображаемая, видимая лишь мысленным взором, она может быть мощным доминирующим U регулирующим средством. Подразумевая симметрию, она требует равновесия. От конкретного расположения элементов относительно оси зависит, будет ли сила визуального восприятия осевой организации слабой или мощной, свободной или формальной, живописной или монотонной будет композиция.

Будучи по природе своей линейной, ось имеет характеристики протяженности и направленности, побуждает к движению, способствует смене видов по мере движения.

Для фиксации оси ее должны с обоих концов завершать значительные формы или пространственные объемы.

Наглядность оси можно усилить, подчеркнув ее продольными элементами. Ими могут быть просто линии на поверхности земли или вертикальные плоскости, очерчивающие совпадающие с осью линейные пространства.


Ось может быть также установлена путем симметричного расположения форм U пространств.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 [ 109 ] 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136