Главная  Промышленность 

0 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Таблица 5.4. Цилиндрические концы валов. Основные Таблица 5.5. Ковические концы валов с конусностью размеры (мм) и допуски по СТ СЭВ 537-77 1 :10. Основные размеры по СТ СЭВ .537-77


«3

Номинальные диаметры d

Ряд 1-fi

16 18-

20 22

25 28 30 32 35 36

60 60 63

70 71

Ряд 2-й

19 24

38 42 48 53 56

75 85

95 105

Поле допуска

Длина I

Исполнение

Длинные

Короткие

Примечание. Для коротки» концов валов при d>30 мм применяют призматические высокие шпонки по гост 10748-79, в остальных случаях - призматические шпонки по СТ СЭВ 189-75.

. .

Номинальные диаметр d

Ряд 1-й

Ряд 2.Й

Длина, мм

Исполнение

длинное

короткое

длинное

короткое

Резьба

М10Х1,25

М12Х1,25

М16Х1,5

М20Х 1,5

W24X2

М30Х2

МЗбхЗ

М42ХЗ

M48X3

М56Х4

М64Х4

М72Х4

М80Х4

Примечание. Допуск угла коиусиосш - АТа9 по СТ СЭВ 178-75.




Рис. 5.13. Конструкция, позволяющая съем крышки без демонтажа шпонки

лена практически произвольным радиусом, что весьма выгодно с технологической точки зрения.

К недостаткам рассмотренной проточки относится повышенная концентрация напряжений из-за небольших радиусов закругления R, Ri. Поэтому проточки рекомендуют в случае, когда конструктивный диаметр вала превышает расчетный. Если конструктивный и расчетный диаметры имеют близкие значения, вал в месте расположения проточки подлежит проверке на выносливость.

Для уменьшения коэффициента концентрации напряжений необходимо увеличить радиусы R, Ri. Меньшие значения коэффициента концентрации напряжений дают полукруглые проточки, но они сильнее ослабляют вал и увеличивают номинальные напряжения.

Призматическую шпонку со скругленными торцами после установки ее в пазу вала вынимать не рекомендуется. Это условие выдвигает дополнительные требования к диаметрам деталей, находящихся за шпонкой: они должны допускать сборку и разборку без демонтажа шпонки (рис. 5.13). При этом может потребоваться значительный перепад диаметров вала.

Если требуемый перепад заметно превышает размер, необходимый для осевой фиксации детали, сидящей на шпонке, применяют конструкцию со шпонкой, удаляемой при демонтаже деталей.

Внутренние диаметры подшипников, начиная с 20 мм, имеют значения, оканчивающиеся на О •или 5. Поэтому диаметр посадочного места округляется в большую сторону также до знака О или 5.

Посадочное место под подшипники (как и под другие детали) не должно иметь излишней длины. Поэтому участок до посадочного места выполняется несколько меньшего диаметра, чем само посадочное место. Этот участок может быть вы-

полнен с тем же номинальным диаметром, что и посадочное место, но должен быть обработан с допуском, гарантирующим свободный проход подшипника, например, с допуском по е 9.

Если подшипник в осевом направлении крепится установочной гайкой, должен быть предусмотрен дополнительный перепад диаметров, обеспечивающий нарезание резьбы, а также установку гайки и шайбы. Размеры установочных гаек и стопорных шайб приведены в приложении (табл. 24...27).

Если по каким-либо соображениям диаметр вала должен быть строго ограничен, посадочные места на консоли вала и под подшипником могут иметь мало различающиеся или даже одинаковые диаметры. В этом случае для упора детали, сидящей на консоли, между ней и подшипником ставится распорная втулка.

На выходном (тихоходном) валу расчетный диаметр подшипника часто оказывается меньше посадочного места под него, полученного при конструктивной проработке вала. В этом случае окончательно выбирается подшипник, соответствующий конструктивному диаметру посадочного места. При подшипнике той же серии, что и выбранный по расчету, это ведет к увеличению долговечности. Иногда оказывается возможной замена серии подшипника на более легкую.

Иная картина наблюдается на входном (быстроходном) валу. Здесь часто расчетный диаметр вала оказывается меньшим, чем диаметр подшипника, выбранного по расчету. В этом случае диаметр вала увеличивается до диаметра подшипника или выбирается подшипник более тяжелой серии. Первый путь предпочтительнее, так как он увеличивает жесткость вала, а следовательно, улучшает условия работы зубчатого зацепления.

Для облегчения расточки корпуса обычно на обоих концах вала выбираются подшипники с одинаковыми наружными диаметрами.

Высота упорных буртов около подшипника и радиус галтели вала определяются толщиной внутреннего кольца подшипника и размерами дуговой фаски на кольце. Радиус закругления галтели вала должен быть меньше размера фаски подшипника. В противном случае подшипник не дойдет до упора в торец. Размеры максимального радиуса закругления галтели вала г„8ка в зависимости от размера фаски подшипника г приведены в табл. 5.6. При переходе с проточкой радиус галтели может быть несколько увеличен и принят равным R, значения которого также приведены в табл. 5.6.

При малой высоте упорного бурта не обеспечивается достаточная площадь упорной поверхности. При слишком большой высоте бурта не



Таблица 5.6. Наибольшие радиусы закругления галте.™ вала под подшипник

Ыакс

Гмакс

остается достаточного места для упора лап съемника. Рекомендуемые диаметры упорных буртов приведены с данными подшипников (приложение, табл. 15...20). При необходимости увеличить диаметр вала делаются специальные пазы для лап -съемника или фаски под большим углом (рис. 5.14). Если нужно уменьшить диаметр вала, выполняется переход с проточкой, а между подшипником и упором ставится переходное кольцо (рис. 5.15). Колеса зубчатых и червячных редукторов сажаются на валы обычно на легкопрессовых или прессовых посадках.

Для посадки колеса на вал с натягом перед посадочным местом на валу должен иметься посадочный конус (рис. 5.16, а) или участок вала

А-А



Рис. 5.14. Расположение пазов в заплечиках вала под лапы съемника



Рис. 5.15. Переходное кольцо для уменьшения перепада диаметров вала

ТОГО же номинального диаметра, что и посадочное место, но выполненный по одной из подвижных посадок (рис. 5.16, б). Последнее менее желательно, так как в месте перехода с одной посадки на другую образуется надрез, создающий концентрацию напряжений.

Угол а посадочного конуса для валов d - - 10... 100 мм принимают равным » 5°. Примерная длина посадочного конуса с, мм:

d 1р ... 15 15 ... 30 30 ... 45 45 ... 100

с 1,5 2 3 5

При необходимости длина конуса может быть увеличена.

Параллельные боковые грани шпонки, крепящей колесо, должны выступать за посадочное место на (0,2...0.3) Ь, где b - ширина шпонки. Это дает возможность легко обеспечивать совпадение шпонки и паза-ступицы при напрессовке колеса на вал. Как правило, диаметр консольной части вала меньше диаметра посадочного места, на котором сидит колесо. Согласно стандартам на шпоночные соединения сечение шпонки увеличивается с увеличением диаметра вала. Может оказаться, что на консоли рекомендуемое сечение шпонки будет меньше, чем под колесом. Но так как крутящий момент на рабочей длине вала постоянен, на шпонку, сидящую на консоли, действует большая сила. При примерно


° S

Рис. 5.16. Посадка колеса на вал:

о - вал с посадочным конусом; б - с направляющим цилиндрическим участком



0 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35