Главная Промышленность груза 1(1= 200 мм, высотой гайки Яг= 75 мм и способом крепления торцовой шайбы. Принимаем h = 1о+ Нг -f 50 мм = 200 -f 75 -f 50 = = 325 мм. Для обеспечения устойчивости домкрата корпус его выполняется с уклоном к основанию tg0y. Для свободного выхода резца при расточке посадочной поверхности под гайку принимаем D -f (5...10) = 80-f 10 == 90 мм. Внутренний диаметр корпуса у основания Оз = -f 2ft, tg О = 90 + 2 (ft - Я,-) = = 90 + 2(325 -75)1= 140 м. Диаметр определяется из условия прочности на смятие материала опоры (обычно деревянные брусья), на который опирается домкрат: 212 мм, здесь допускаемое напряжение на смятие для дерева [Осм! = 4 МПа. Толщина стенки корпуса принимается конструктивно из условия получения отливки и проверяется в опасном сечении на сжатие. Принимаем 6 = 10 мм и определяем напряжение сжатия в сечении /-/ (рис. 9.7): 4 . 80000 ос с г 1 :3дрг 25,5 < [Оеж] = n(Dl-Dl) л (1102-902) = 35... 45 МПа, = + 26 = 90 -f 2 . 10 = 110 мм. Толщина опорного фланца б, = 1,56= 1,5 X X 10 = 15 мм. ГЛАВА 10. ПЛИТЫ И РАМЫ Данные элементы являются опорными конструкциями и служат для связи в единое целое отдельных узлов машины или ее отдельных механизмов, в рассматриваемом случае - узлов привода. Они воспринимают и передают на фундамент действующие на машину нагрузки и обеспечивают правильность расположения узлов в процессе эксплуатации. Литая опорная конструкция называется плитой, сварная - рамой. Кроме прочности, опорные конструкции должны обладать жесткостью, так как последняя определяет виброустойчивость машины.
Рис. 10.1. К определению контура опорной конструкции При разработке конструкции плит или рам учитывают эксплуатационные, технологические и экономические требования, предъявляемые к машине. Плиты отливают из серого чугуна марок СЧ 10 или СЧ15, реже - из стали. Формы и габаритные размеры плит определяются общей компоновкой привода. По заданной схеме привода и размерам соединяемых агрегатов или узлов (двигатель, редуктор, муфты) вычерчивают, обычно в двух проекциях, контур привода. Уточняют координаты опорных платиков, а также разность уровней ft между платиками двигателя и редуктора (рис. 10.1). Контур плиты в плане может получиться прямоугольным, Т- или Г-образньш, а также других форм. Длину и ширину плиты (L, В) уточняют по вычерченному контуру привода. Высоту плиты назначают из условий достаточной жесткости на основе практики проектирования аналогичных конструкций: Н = = (0,09...0,11)1, где L - длина плиты (для Т- и Г-образной формы развернутая длина). Найденные габаритные размеры L, В, Н округляют до нормальных линейных размеров по ГОСТ 6636-69 (см. приложение, табл. 1). Минимальную толщину наружных стенок чугунных отливок (рис. 10.2) определяют исходя из технологических возможностей и приведенного габарита N: 6 = (10.,.12) KiV мм, где N = = 0,25 {2L + В + Н) м; В - ширина или средняя ширина плиты, м; при этом 6 > 7 мм. Толщину внутренних стенок, перегородок и ребер из условия одновременного остывания с наружными стенками назначают на 15...20 % меньше толщины наружных стенок. Высота ребер должна быть не более пятикратной их толщины. Размеры опорных- плати-ков редуктора (1пр, Ь„р) и двигателя (1пд, Ьпд) принимают несколько большими опорных поверхностей, присоединяемых узлов на величину К по всему контуру с учетом неточности литья(табл. 10.1). Размер be min принимают 8 ... ...10 мм. Наименьшую высоту платиков hn выбирают в зависимости от габаритов плиты (табл. 10.2). Резьбовые гнезда в пла-тиках для крепления узлов рекомендуется выполнять сквозными глубиной 2...2,5 диаметра болта d, что иногда требует местного утолщения платика приливом с внутренней стороны плиты (см. табл. 10.2). Опорную поверхность плиты (подошву) для крепления ее к фундаменту выполняют в виде фланца по периметру шириной Ь= (3.5...5) 6 и толщиной t = (1,5...2)6 (рис. 10.3, а). Реко- Т а б л иц а 10. 1. Припуск на неточность литья платиков и приливов Рис. 10.2. Плита
Таблица 10.*? Наименьшая высота платиков и бобышек, мм
мендуется," чтобы подошва не прерывалась по всему периметру плиты. Во фланце предусматривают отверстия под фундаментные болты. При большом периметре плиты ширину фланца уменьшают, а для фундаментных болтов предусматривают пустотелые бобышки (рис. 10.3, б). Бобышки делают по возможности высокими (2,5...3,5) й,"что способ-
Рис. 10.3. Элементы крепления опорной конструкции к фундаменту. а - флянцы: б - бобышки пустотелые Срезаемая часть а SB Рис. 10 4. К вопросу об удалении модели из формы ствует более равномерному распределению сил затяжки по подошве плиты. Большие горизонтально расположенные поверхности плохо заполняются жидким металлом, в результате чего образуются раковины и пористость в металле. Поэтому в горизонтальных стенках плит предусматривают окна или отверстия, расположенные таким образом, чтобы в смежных элементах конструкции окна либо отверстия не совмещались в одном сечении. В конструкции плиты необходимо избегать образования выступов и углублений, которые срезают часть формы при выемке модели (рис. 10.4). Во избежание последующего коробления отливки плит отжигают. После отжига плиты подвергают механической обработке, строгают подошву и верхние поверхности платиков, сверлят отверстия под болты, винты и шпильки, планируют поверхности под гайки фундаментных болтов, нарезают резьбу в отверстиях под шпильки и винты. Подошву плиты прострагивают грубо, поверхности платиков обрабатывают более чисто и точно - до Ra 6,3...3,2; непараллельность плоскостей обычно составляет 0,1...0,15 мм. Сварные опорные конструкции - рамы экономически выгодно изготовлять при единичном и мелкосерийном производстве. При этом используют прокат: швеллеры, уголки, листы, полосы. В этом случае отпадает необходимость в изготовлении дорогостоящих моделей. Кроме того, масса сварных рам при одинаковой прочности и жесткости с литыми плитами бывает меньше примерно в два раза. Порядок и принцип проектирования рам не отличается от приведенного ранее для литых плит. По найденной высоте рамы Н из сортамента проката подбирают размер прокатного профиля, чаще всего швеллера. Обычно узлы привода крепятся на полках профилей рамы, поэтому ширину последней проверяют на возможность размещения и монтажа крепежных деталей. Затем определяют разность уровней h между опорными поверхностями установленных на раме агрегатов (рис. 10.5). В связи с тем, что поверхность профилей проката и листов достаточно ровная и чистая, при одинаковой высоте уровней можно применять рамы без опорных платиков. Точная установка агрегатов по высоте обеспечивается металлическими прокладками. При небольшой разности уровней h на раму наваривают листы требуемой толщины или опорные платики. При большем значении й раму наращивают швеллерами, поставленными на полку или положенными на стенку (рис. 10.6). Рамы, сваренные из профильного проката, имеют достаточную жесткость, поэтому надоб ность в специальных ребрах жесткости обычно отпадает. При необходимости жесткость рамы повышают с помощью дополнительных диагонально расположенных балок, чаще всего из уголков. Для удобства монтажа, демонтажа и осмотра узлов прокатные профили, составляющие раму, устанавливают полками наружу. После сварки и до механической обработки раму рекомендуется отжечь. В случае механической обработки поверхности платиков строгают, сверлят и при
-------- Рис. 10.5. Рама 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [ 25 ] 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 |