Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Наиболее распространенными и совершенными являются манжетные армированные контактные уплотнения из специальной синтетической маслостойкой резины (севанита) - рис. 6.12, г, д. Манжетные уплотнения обладают относительно малым коэффициентом трения, создают хорошую герметичность. Применяются при жидкой и консистентной смазке. Давление между кольцом и валом создается кольцевой (браслетной) пружиной. Вал под манжету должен иметь твердость не ниже bOHRCa допустимое отклонение диаметра не более hll, шероховатость не более R 0,32 с последующей полировкой. Посадочное гнездо в крышке должно иметь отклонение Н8...Н9, шероховатость не более Ра2,5. Допускаемая окружная скорость - до 10 м/с, при тщательной полировке вала - до 15 м/с.

Щелевые уплотнения. Наиболее простыми и дешевыми в этой группе являются уплотнения, выполненные в виде кольцевых щелей с проточками или без проточек (рис. 6.12, е, ж). Эти уплотнения могут работать только в сравнительно чистой окружающей среде, так как эффективность их невелика. Допускаемая окружная скорость вала не ограничена. Более эффективны лабиринтные уплотнения, особенно при работе с высокими скоростями. Последние (рис. 6.12, 3, и) можно использовать при жидкой и консистентной смазке, они работоспособны в большом диапазоне скоростей (до 20...30 м/с).

Центробежные уплотнения конструктивно могут быть выполнены в виде маслосбрасыва-ющего выступа на валу (рис. 6.12, к), масло-сбрасывающего кольца, установленного в проточке вала (рис. 6.12, л), маслосбрасывающих проточек (рис. 6.12, м). Уплотнения этого типа надежно работают при окружных скоростях не ниже 7...8 м/с. К их достоинствам относится простота конструкции, однако при остановках привода они не обеспечивают уплотнения подшипникового узла.

Комбинированные уплотнения (рис. 6.12, «, о, п) представляют собой сочетания двух или более описанных выше типов уплотнений, так как ни один из типов уплотнений не обладает универсальностью и абсолютной надежностью. В ответственных мощных узлах или узлах, работающих в сильно загрязненной среде, рекомендуется ставить комбинированные уплотнения, например лабиринтные и войлочные или манжетные (при низких скоростях), лабиринтные и центробежные (при высоких скоростях) и т. д. Размеры основных типов уплотнений даны в приложении (табл. 29, 30).

ГЛАВА 7. МУФТЫ

7.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Основное назначение муфт приводов - передача крутящего момента от одного вала на другой либо от вала на свободно сидящую на нем деталь: зубчатое колесо, шкив и т. д. Муфты приводов выполняют одноврелйнно и ряд других функций: компенсируют в определенных пределах погрешности монтажа валов; позволяют соединять или разъединять валы, предохраняют рабочую машину от перегрузки, уменьшают толчки и вибрации в процессе работы.

Передача крутящего момента в муфтах осуществляется с помощью механической связи между деталями муфты (глухие, зубчатые, вту-лочно-пальцевые, кулачковые, шарнирные муфты и т. д.); за счет сил трения или магнитного притяжения (фрикционные и электроиндукционные асинхронные муфты); в результате сил инерции или индукционного взаимодействия электромагнитных полей (гидромуфты и электроиндукционные асинхронные муфты).

По характеру работы различают следующие виды муфт.

1. Постоянные соединительные, не допускающие разъединения (расцепления) валов в процессе работы машины: жесткие некомпенсиру-ющие (глухие); жесткие компенсирующие; жесткие подвижные; упругие.

2. Сцепные или управляемые, позволяющие сцеплять или расцеплять валы в процессе работы и во время остановки.

3. Самоуправляемые или автоматически сцепляющие валы при изменении режима работы машины.

4. Предохранительные - разъединяющие валы, если нагрузка либо скорость вращения привода превышает допустимые значения. Параметры основных типов муфт регламентированы стандартами либо нормалями заводов-изготовителей и проектных организаций.

Эксплуатационной характеристикой муфт является передаваемый крутящий момент Т и диаметр вала d, на который насаживается муфта. Конкретный типоразмер муфты выбирается в зависимости от условий эксплуатации по таблицам согласно зависимости

где Тр - расчетный крутящий момент; Кк - коэффициент запаса, выбираемый в зависимости от вида привода (табл. 7.1); Т„ом - номинальный крутящий момент на валу.



Таблица 7.1. Коэффициент запаса для постоянной

Приводимая машина

«к

Дииамомашина

1...2

Воздуходувки

1,25...2

Центробежные и поршневые насосы.

1,75...3,5

поршневые компрессоры

Металлорежущие станки:

1,25...1,5

с непрерывным движением

с возвратно-поступательным движением

1,5...2,5

Ленточные и цепные транспортеры.

1.5...2

деревообрабатывающие станки

Рольганги

Краны подъемные, элеваторы

3...5

Примечание. Для привода от поршневых двигателей значения следует увеличить на 50. ..70 %.

Выбранная по таблице муфта при необходимости подвергается проверочному расчету. Ниже приведены основные типы постоянных муфт, наиболее часто встречающихся при выполнении проекта по деталям машин.

7.2. КОМПЕНСИРУЮЩИЕ МУФТЫ

Зубчатая муфта по ГОСТ 5006-55 (рис. 7.1; приложение, табл. 31). Предназначена для передачи больших крутящих моментов и способна компенсировать незначительное смещение осей соединяемых валов (радиальное, угловое или их

сочетание) в результате боковых зазоров между зубьями и бочкообразной формы зубьев втулки. Работа муфты при несоосности валов сопровождается повышенным скольжением и износом зубьев, для предупреждения которого предусматривается смазка муфты. Муфта компактна, надежна в работе, но не смягчает динамических нагрузок.

Компенсирующие способности муфты определяются максимальным углом перекоса фщах оси каждой зубчатой втулки и осевым расстоянием-Л между, зубчатыми венцами втулок. Для стандартных муфт фтах = 0°30. Допусти- мое радиальное смещение валов легко определить по фгаах и А.

Зубья полумуфт рекомендуется выполнять с твердостью 35...45 HRC, зубья обоймы- 45...55ЯРСэ. Вследствие наличия сил трения между зубьями при перекосах валов в муфте возникает изгибающий момент Ми= O.IThom-Муфты смазывают вязким маслом типа нигрола.

Муфта цепная однорядная по ГОСТ 20742-75 (рис. 7.2; приложение, табл. 32). Предназначена для соединения валов, имеющих радиальное и угловое смещение. Она проста по конструкции, компактна, монтаж или демонтаж производится без осевого смещения узлов. Соединительным элементом муфты служит стандартная приводная роликовая цепь. Недостатки цепных муфт - непригодность к работе в условиях реверсивной либо динамической нагрузок из-за наличия в цепи зазоров.

Исполнение К А/2


Рис. 7.1. Зубчатая муфта




Тип 1 исполнения 1, Z



Ьп2, исполнения 1,2

Тип 3


ТипЧ

Рис. 7.2. Муфта цепная однорядная

Муфты обладают некоторой податливостью, приближающей их к упругим муфтам. Допустимое угловое и радиальное смещение полумуфт приведено в приложении, табл. 32.

7.3. ПОДВИЖНЫЕ МУФТЫ

Данные муфты допускают более значительные взаимные смещения валов, чем муфты компенсирующие.

Кулачково-дисковая муфта по ГОСТ 20720- 75 (рис. 7.3; приложение, табл. 33). Используется для соединения валов, установленных со значительным радиальным смещением, допускает также небольшие угловые и осевые смещения. Предельная частота вращения зависит от диаметра муфты: при D < 300 мм Птах <

<: 250 мин-1, при D>300mm nax < ЮО мии-, при угловом смещении осей-до 30.

Недостатки муфты: износ рабочих поверхностей, потери на трение и необходимость в смазке; сопровождающий работу муфты шум (в особен-

11...



ности при пуске и остановке привода). Допускаемые радиальные смещения соединяемых валов указаны в приложении, табл. 33.

Муфтп со скользящим сухарем конструкции УЗТМ (рис. 7.4, 7.5; приложение, табл. 34, 35). Предназначена для присоединения электродвигателя к механизму и соединения отдельных валов внутри механизма. Плавающий сухарь выполняется из текстолита, что понижает трение в муфте, делает ее электроизолирующей, уменьшает массу муфты и позволяет использовать ее при более высоких частотах вращения, чем кулачково-дисковые муфты.

7.4. УПРУГИЕ МУФТЫ

Муфта упругая втулочно-пальцевая (МУВП) по ГОСТ 21424-75 (рис. 7.6, 7.7; приложение), табл. 36, 37). Отличается простотой конструкции и удобством монтажа и демонтажа. Обычно применяется в передачах от электродвигателя. Муфта является электроизолирующей. Упругие эле-



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35