Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [ 12 ] 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35


Рис. 6.5. Регулирование осевого положения конической шестерни н зазора в подшипниках

Червячные и зубчатые конические колеса нуждаются в регулировке их осевого положения. Червячное колесо обычно регулируется после подшипников путем перестановки части регулировочных прокладок с одной стороны корпуса на другую без изменения их общей толщины.

Регулировка осевого положения конической шестерни осуществляется зй счет второй группы регулировочных прокладок, установленных между стаканом, в котором находятся подшипники, и корпусом редуктора (рис. 4.17). Достоинством конструкции, изображенной на рис. 4.17, является ее простота. К недостаткам относится то, что затяжка обеих групп прокладок осуществляется одними и теми же винтами. Более рациональную конструкцию иллюстрирует рис. 6.5. Здесь вначале подбираются регулировочные прокладки подшипников и затягиваются винты, крепящие крышку к стакану. Затем готовый узел встав-.1яется в редуктор, подбираются прокладки, регулирующие зацепление, и стакан крепится к корпусу другими винтами.

При установке радиально-упорных подшипников враспор по обратной схеме торцы наружных колец должны упираться в бурты корпуса или стакана. Может быть применена отдельная закрепляемая втулка. При отсутствии между внутренними кольцами подшипников дистанционной втулки (рис. 4.17, б) регулировка подшипников осуществляется установочной гайкой. При наличии дистанционной втулки гайка затягивается до упора, а регулирование достигается в результате сошлифовывания торцов втулки.

Затяжка сдвоенных радиально-упорных подшипников и их крепление на валу обычно осуществляется установочными гайками.При прямой схеме наружные кольца зажимаются между

буртом стакана или корпуса и торцовой крышкой (рис. 6.4, ж).

В случае обратной схемы установка и эксплуатация комплекта подшипников сложна, -поэтому к подобной компоновке подшипниковых узлов не следует прибегать без крайней необходимости.

Другие варианты установки подшипников принципиально не отличаются от приведенных. Рекомендуемые посадки подшипников на вал и в корпус даны в приложении, табл. 22, 23.

6.5. СМАЗКА ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ

Ниже приведены рекомендации по выбору смазки подшипников с независимой системой смазки. Подшипники, находящиеся в корпусе редуктора, при необходимости смазывания их жидкой смазкой смазываются обычно разбрызгиванием масла, находящегося в корпусе редуктора.

Долговечность подшипниковых узлов в значительной мере зависит от правильного выбора сорта и системы подачи смазки. Предварительный выбор последних ведется уже на этапе эскизного проектирования с учетом условий работы подшипникового узла. Правильно подобранная смазка уменьшает износ сепаратора и тел качения, снижает потери на трение, а также отводит тепло, предупреждает коррозию, уменьшает шум при работе подшипника.

Смазочные материалы делятся на три группы: жидкие масла различной вязкости; консистентные (пластичные) смазки; твердые или сухие смазки. Последний тип смазок обычно применяется в специальных подшипниках.

При выборе смазки для подшипникового узла в первую очередь необходимо исходить из окружной скорости. вращающегося кольца подшипника, а также следует учитывать температурный режим узла, состояние окружающей среды (влажность, загрязненность).

Жидкие смазочные масла имеют следующие преимущества перед консистентными смазками: значительно меньший, коэффициент внутреннего трения; большая стабильность свойств, так как они в меньшей степени окисляются и затвердевают, не меняют резко свою вязкость; возможность использования при высоких числах оборотов и значительных перепадах рабочих температур; отсутствие в необходимости разборки подшипникового узла при полной смене смазки.

К достоинствам консистентных смазок можно отнести возможность применения более простых уплотнений по сравнению с жидкими маслами; облегчение повседневного обслуживания; лучшие условия для работы подшипников в среде.



загрязненной пылью, вредными парами или газами.

Консистентные смазки применяются, если dn < 300000, где d - внутренний диаметр/ подшипника, мм; п - частота вращения, мин"; жидкие смазки - при любых скоростях и диаметрах и надлежащей подаче смазки.

Типы жидких масел, используемых для подшипников с независимой системой смазки, даны в табл. 6.10.

Таблица 6.10. Минеральные масла, применяемые в подшипниковых узлах

Вязкость сСт или

Наименование и марка масла

гост, ТУ

10" м*/с при

50°

100°

Авиационное:

МС14

МС20

21743-76

МК22

Веретенное:

1642-75

12...14

Цилиндровое:

38 52

6411-76

32...44 44...59

Индустриальное:

10...12

17...23

20799-75

27...30

38...52

42...58

Приборное

МВП .

1805-76

6,3...8,5

Трансформаторное

982-80

Турбинное:

20...23

9972-74

28...32

44...48

55...59

Для выбора вязкости смазки служит номограмма рис. 6.6. Схема пользования номограм-. мой ясна из рисунка. Например, при d = 75 мм и частоте вращения п = 1500 мин~ минимальная вязкость масла в рабочем состоянии должна быть 13,2 сСт (или 10"* мУс) (горизонтальная пунктирная прямая линия). Для выбора смазки удобнее пользоваться вязкостью при стандартной температуре (50 или 100 "С). Так, для рассматриваемого подшипника, если рабочая температура 70 °С, вязкость масла должна быть равна 27 сСт при 50 °С (ломаная пунктирная линия).

Характеристики консистентных смазок приведены в табл. 6.11.

Консистентные кальциевые смазки (солидолы) имеют температуру плавления 7 =, 75...85 °С, их рабочая температура t < 50...60 °С. Солидолы водоупорны благодаря нерастворимости кальциевых солей в воде.


20 30 40 50 60 Ю во Хтнот 50 т Рвоами •Рис. 6.6. Номограмма для выбора вязкости масла

Таблицаб.П. Основные сорта консистентных смазок, применяемых в подшипниковых узлах

Наименование и марка смазки

ГОСТ или ТУ

2 я а>

1- Ко

Температура применения, °С

Кальциевая Солидол жировой УС-1

УС-2 / Солидол синтетический

УСс ЦИАТИМ-221

1033-79

(-25)...(+65)

4366-76 9433-80

70 75

( 60)...(-fl50)

Натриевая Консталин жировой

УТ-1

УТ-2

1957-73

130 150

до 110, до 130

Натрнево-кальциевая Автомобильная ЯНЗ-2

9432-60

до 100

Литиевая ЦИАТИМ-201 ЦИАТИМ-202

ЦИАТИМ-203

6267-74 11110-75

8773-73

170 150

( 60)...(-fl20) ( 50)...(-fl50)

( 50)...(-f-90)-

Кремнийорганическую кальциевую смазку ЦИАТИМ-221 употребляют для работы при повышенных температурах. Она имеет высокую химическую стабильность, но обладает слабыми противоизносными свойствами, ввиду чего ее использование в тяжелонагруженных опорах нежелательно. Натриевые смазки (консталины)



обладают более высокой стабильностью и тугоплавкостью, чем солидолы. После расплавления и последующего охлаждения они, в отличие от солидола, восстанавливают свои свойства. Однако для работы во влажной среде натриевые смазки непригодны, так как они поглощают воду.

Натриевую смазку НК-50 используют при высоких температурах. Высокая вязкость данной смазки препятствует ее использованию при низких температурах.

Натриево-кальциевую смазку 1-13 наиболее часто применяют в опорах, работающих в пределах умеренных скоростей и температур, смазку ЯНЗ-2, изготовленную на синтетических жирных кислотах,- при более низких температурах.

Литиевые смазки получают все большее распространение. Они имеют весьма широкий температурный диапазон применения, хорошо работают при низких температурах, водоустойчивы.

Смазку ЦИАТИМ-201 используют в подшипниках с двумя защитными шайбами в случае-небольших нагрузок.

Смазку ЦИАТИМ-202 можно применять для опор, работающих с повышенными окружными скоростями.

Смазку ЦИАТИМ-203 обычно употребляют при относительно низких температурах, например в оборудовании, работающем на открытом воздухе.

В зубчатых редукторах в случае смазки колес окунанием окружной скорости колес v = 3... ...16м/с и в червячных редукторах npnv= 3... ...10 м/с подшипники смазываются разбрызгиванием смазкой, находящейся в корпусе редуктора, которая выбрана по условиям работы зацепления. Следует иметь в виду, что избыток смазки, как и ее недостаток, одинаково вредны. Для облегчения проникновения масла ц подшипник его полость обычно оставляется открытой внутрь корпуса редуктора (рис. 6.7, а). При достаточной или избыточной подаче масла ДЛЯ улучшения ее циркуляции делают дренажные канавки (рис. 6.7, б).

Если рядом с подшипником находится шестерня, диаметр которой мало отличается от наружного диаметра подшипника, может возникнуть опасность слишком большой подачи масла, выдавливаемого из зацепления. Особенно велика опасность этого в зубчатых косозубых и червячных передачах, так как наклонные зубья шестерни и витки червяка гонят масло вдоль оси вращения.

Если подшипник нужно защитить от избытка масла или от попадания в него продуктов износа


Рнс. 6.7. Конструкция подшипинковых узлов с подачей жидкой смазки разбрызгиванием

Вид сберху(по разъему)

fcA поВернито


Рнс. 6.8. -Маслоподводящие канавкв в разъеме корпуса редуктора

зубьев, устацавливают маслозащитные шайбы (рис. 6,7, в). Наиболее необходимо применение маслозащитных шайб у подшипника, который находится на опоре у конца вала, выходящего из корпуса редуктора. В этом случае при отсутствии шайбы масло не только забивает подшипник, но и может нарушить работу уплотнения. В случае недостаточной подачи смазки, а также подачи ее в труднодоступные места (подшипники консольной шестерни конического редуктора, подшипники червячного колеса) делаются специальные маслоподводящие канавки, располагаемые наиболее часто по разъему редуктора (рис. 6.8). В канавки масло стекает по стенкам верхней части корпуса. Редуктор должен быть установлен строго горизонтально или с небольшим наклоном в сторону стока масла.

В-часто запускаемых и останавливаемых приводах перед подшипником устанавливается порог, обеспечивающий наличие смазки в подшипнике при запуске привода (рис. 6.9, с).

В червячных редукторах при нижнем распо-, ложении червяка и малом диаметре его пЛравне-нию с подшипником уровень масла часто (особенно в быстроходных передачах) устанавливается по подшипнику, и червяк оказывается не по-



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [ 12 ] 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35