Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

3. По табл. 21 приложения -р- = 8,43, следовательно, потребная динамическая грузоподъемность С = Р X 8,43 = 5474 X 8,43 = 46146 Н. Это несколько меньше каталожной динамической грузоподъемности С = 48500 И. Ближайший меньший подшипник 309 имеет С = = 37800 И, а подшипник легкой серии 210 имеет С = 27500Н. Поэтому оставляем выбранный подшипник 310.

Пример 2. Подобрать конические роликоподшипники вала конической шестерни зубчатого редуктора (см. рис. 6.1, а) при следующих данных: радиальная нагрузка на подшипник I (на левой опоре) Fri == 4500 И; радиальная нагрузка на подшипник II (на правой опоре) Frir ~ 4100 Н; осевая нагрузка, приложенная к валу и воспринимаемая подшипником II, fob = 1250 Н; посадочные диаметры вала под подшипники d = 45 мм; частота вращения вала п == 1000 мин-; коэффициент вращения кольца F=l; коэффициент безопасности /Сб=1,2; температурный коэффициент /(т = 1,0; требуемая долговечность Lh > 25000 ч.

Решение. 1. Принимаем предварительно подшипник средней серии (см. приложение, табл. 20) 7309 по ГОСТ 339-79, у которого динамическая грузоподъемность С =76100 Н; угол контакта а = 1Г: коэффициент е = 0,29.

2. Осевые составляющие радиальных нагрузок fs (формула 6.10)

для подшипника 1 Fsi = 0,83еРг/- 0,83 X X 0,29 X 4500 = 1083 iU;

для подшипника II Fsii = 0,83eFz = 0,83X X 0,29 X 4100 = 987 Н;

3. Расчетная осевая нагрузка по табл. 6.6, п. 1 при Fsi>Fsn и Fab>0

для подшипника I Far = Fsi = 1083 Н; для подшипника II Faii = Fsi + Fab = 1083+ -f 1250 = 2333 Н.

4. Находим отношение (формула 6.9) дая подшипника I

Fai 1083 0,24 <е= 0,29

1,0 • 4500

И принимаем коэффициенты радиальной и осевой нагрузок (см. приложение, табл. 20) X = 1, F = 0.

Для, подшипника И отношение

2333

= 0,569>е = 0,29

VFrii 1,0-4100

И принимаем коэффициенты радиальной и осевой нагрузок X = 0,4; Y = 2,09.

5. Эквивалейтная расчетная нагрузка (табл. 6.5, п. 5) для подшипника I (осевой нагрузки

не воспринимает) Р = VFriKcKr = 1,0 х X 4500 X 1,2 X 1,0 = 5400 Н;

для подшипника II (осевую нагрузку воспринимает) Ра = (0.4 . V Frii + YFaJi) КоКт = = (0,4 X 1,0 X 4100-f 2,09 X 2333) X 1,2х 1,0= = 7819 Н.

Поскольку для обеих опор подшипники выбираются одинаковые, дальнейший расчет ведем по наиболее нагруженному подшипнику опоры II.

6. По табл. 21 приложения требуемое отно-

шение р- = 9,62, следовательно, С = 9,62 х

X Р = 9,62 X 7819 = 75219 Н, что несколько меньше каталожной динамической грузоподъемности С = 76100 Н.

Ближайший подшипник с посадочным диаметром отверстия d = 45 мм легкой широкой серии 7509 имеет С = 50600 Н. Поэтому оставляем выбранный подшипник 7309, при этом вероятность его безотказной работы будет выше 90 %.

Пример 3. Подобрать радиально-упорные -шарикоподшипники вала конической шестерни зубчатого редуктора (см. рис. 6.1, а) при следующих данных: радиальная нагрузка на подшипник Г(на левой опоре) Frr = 950Н; радиальная нагрузка на подшипник II (на правой опоре) Frri = 1500 Н; осевая нагрузка, приложенная к валу и воспринимаемая подшипником II, Fab = 350Н; частота . вращения вала п = = 800 мин~; посадочные диаметры вала под подшипники d ~ 35 мм; коэффициент вращения кольца V = 1; коэффициент безопасности /Сб = = 1,4; температурный коэффициент /Ст= 1; требуемая долговечность L,, > 25000 ч.

Решение. 1. Принимаем предварительно подшипник легкой серии (см. приложение, табл. 16) 36207 по ГОСТ 831-75, у которого динамическая грузоподъемность С = 24000 Н; статическая грузоподъемность Со= 18100 Н; угол контакта а = 12°.

2. Находим отношение yf и по рис. 6.2

определяем приближенное значение параметра е: для подшипника I

950 18100

= 0,052; е[ = 0,25;

для подшипника II

1500 18100

: 0,082; ёгг = 0,3.

3. Осевые составляющие радиальных нагрузок (формула 6.11) для подшипника I Fsr = е, Frr = 0,25 X 950 = 238 Н;



для подшипника II Fsn = е)/ • F,qi = 0,3 х X 1500 = 450 Н.

4. Расчетная осевая нагрузка по табл. 6.6, п. 2 при Fsi<.Fsii и Fab>Fsii - Fsi

для подшипника I Fai = Fsi = 238 Н; для подшипника II Fan = Fi -Ь РаЬ = = 238 + 350 = 588 Н.

5. Нагрузки на подшипники равны:

на подшипник I Fri = 950 Н; Fai = 238 Н; на подшипник II Frii - 1500 Н; Faii = = 588 Н.

Дальнейший расчет ведем для более нагруженного подшипника опоры II.

6. Находим отношение

all Со

588 18100

= 0,032

и по табл. 6.1 уточняем значение параметра еп = 0,35 (определяется интерполированием).

7. Вычисляем отношение (формула 6.9)

lfe-OT=0.392>e>. = 0,35

и по табл. 6.1 принимаем коэффициенты радиальной и осевой нагрузок: X = 0,45, F= 1,6.

8. Эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник II (см. табл. 6.5, п. 4) Р = {XVFrii + + УРапЖбКх (0,45 X 1,0 X 1500 -f 1,6 X

X 588) X 1,4 X 1,0 = 2262 Н.

9. По табл. 21 приложения отношение =

= 10,6, следовательно, С = 10,6 X Р = 10,6 X X 2262 = 23981 Н, что практически совпадает с каталожной динамической грузоподъемностью принятого подшипника, поэтому оставляем подшипник 36207.

6.3. ВЫБОР ПОДШИПНИКОВ

по СТАТИЧЕСКОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ

ГОСТ 18854-73)

По статической грузоподъемности подшипники выбирают в следующих случаях.

1. Внешнюю нагрузку воспринимает неподвижный подшипник.

2. Частота вращающегося кольца и<; 1 мин".

3. Подшипник совершает колебательное движение.

4. "Подшипник воспринимает большие крат-ковременные нагрузки.

Под статической грузоподъемностью подшипника Со понимают такую нагрузку, при которой суммарная остаточная деформация в подшипнике не превышает 0,0001 диаметра тела качения. Значения Со указаны в каталогах подшипников (приложение, табл. 15...20). При медлен-

ном вращении подшипника, если не требуется большой плавности хода и стабильности момецта трения, можно допустить остаточную деформацию несколько большего размера, чем указано выше. Если же подшипники установлены в узле, где от них. требуется высокая плавность хода и стабильность момента трения, целесообразно уменьшить предельную общую остаточную деформацию.

При действии комбинированной статической нагрузки эквивалентная нагрузка для радиальных шарикоподшипников и радиально-упорных шарико- и роликоподшипников определяется как большее значение из двух следующих выражений:

Ро XFr + Y,Fa, Р„ = Fr, (6.13)

где Хд - коэффициент радиальной статической нагрузки (табл. 6.9); - коэффициент осевой статической нагрузки (табл. 6.9). Для правильно выбранного подшипника должно выполняться условие

С„>Ро- (6-14)

Таблица 6.9. Коэффициенты радиальной и осевой нагрузок для выбора подшипников по статической грузоподъемности

Подшипники

Однорядные подшипники

Двухрядные подшипники

Шарикоподшипники

0.5-

радиальные Шарикоподшипники

радиально-упориые

0,43

0,86 ,

~ "20°

0,42

0,84

25°

0,38

0,76

26°

0,37

0,97ч

30°

0,33

0,66

35°

0,29

0,58

36°

0,28

0,56

40°

0,26

0,52

Шарикоподшипники

0,22 ctg а

0,44 ctg а

самоустаиавливаю-

щиеся

Роликоподшипники

0,22 ctg а

0,44 ctg а

самоустанавливаю-

щиеся н конические

6.4. КРЕПЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВКА ЗАТЯЖКИ ПОДШИПНИКОВ

Ниже приведены некоторые варианты крепления и регулировки подшипников.

Радиальные шариковые подшипники, установленные между торцовыми крышками и упирающиеся в них, на валах, как правило, в осевом направлении не крепятся. Между торцами




Рис. 6.4. Различные способы крепления подшипников

крышек и подшипниками устанавливается зазор С для предотвращения заклинивания подшипников при тепловом расширении вала (рис.6.4,а). Шариковые подшипники плавающих опор должны быть закреплены на валу. Закрепляются они установочными гайками (предпочтительный способ крепления), показанными на рис. 6.4, б, торцовыми шайбами (рис. 6.4, в), пружинными кольцами (рис. 6.4, г), дистанционными втулками. Размеры установочных гаек, шайб для их стопорения, внутренних и наружных стопорных пружинных колец приведены в приложении, табл. 24...27.

Роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликйми, разнимающиеся в осевом направлении, должны быть закреплены как на валу, так и в корпусе. Крепление этих под-

шипников на валу аналогично креплению шариковых подшипников. В корпусах подшипники крепятся при помощи жестких буртов (рис. 6.4, д, е). или пружинных колец.

Внутренние кольца радйально-упорных шариковых и роликовых конических подшипников, установленных враспор по прямой схеме в случае, если на валу есть упорные бурты, обычно дополнительно не крепятся (рис. 4.27). Если на валу нет упорных буртов, между подшипниками ставится распорная втулка, а внутренние кольца крепятся установочной гайкой или пружинным стопорным кольцом. Затяжка подшипников регулируется подбором толщины компле та регулировочных металлических проклаЛ между крышками подшипников и корпус( (рис. 4.17, а).



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35