![]() | |
Главная Промышленность Таблица 6.5. Формулы для расчета эквивалентной динамической нагрузки
Предельное значение осевой нагрузки Fa (в долях Fr), в случае превышения которой Fa должна учитываться при расчете эквивалентной нагрузки, Р оценивается параметром е. Определяя эквивалентную нагрузку шарикового радиального подшипника (угол контакта а= 0), вначале находим отношение , где Сц - каталожная статическая грузоподъемность подшипника (приложение, табл. 15 ... 20). По р соотношению -т" определяем вспомогательный параметр е (табл. 6.1). Затем в зависимосгн Р р от отношений ° " " <е или #>е) \VFr VFr- (6.9) находим X и Y. Если в шариковых радиальных, однорядных шариковых или роликовых радиально-упорных р подшипниках у--е, осевую нагрузку не учитывают, т. е. принимают F=0, X = I. У двухрядных шариковых и роликовых подшипников (радиально-упорных и радиальных сферических) даже незначительные осевые силы влияют на эквивалентную нагрузку, а в случае, р если отношение yj превысит значение е, в этих -подшипниках будет работать только один ряд тел качения. Остальные особенности выбора коэффициентов X, У для радиально-упорных шарикоподшипников ясны из табл. 6.1. У роликовых радиально-упорных и радиальных самоустанав- ливающихся подшипников е = 1,5 tga, где а - угол контакта роликов (табл. 6.2). 1 При определении расчетной осевой нагрузки, действующей на радиально-упорный подшипник, кроме внешней осевой нагрузки Pj, учитываются также осевые составляющие Fsir Fsir от радиальных нагрузок, возникающие в подшипниках вследствие наклона линии контакта. Расчетные осевые нагрузки на подшипники Fai и Farr опор / И В ЭТОМ случэс В зави-симости от направления силы Fab и относительного расположения подшипников приведены на рис. 6.1 и в табл. 6.6. Таблица 6 6. Формулы для определения расчетных осевых нагрузок
Осевые составляющие Fg для конических роликоподшипников Fs = 0,83 eFr, (6.10) ![]() ![]() Рнс, 6.1. Определение расчетных осевых нагрузок для а - враспор; 6 - значение параметра е приведено в табл. 6.2 в зависимости от угла а. Для радйально-упорных шарикоподшипников Fs = eFr. (6.11) В последнем случае при углах контакта а > > 18° коэффициент е - е определяется по табл. 6.1. При а <: 18° фактические углы контакта под нагрузкой значительно отличаются от начальных, поэтому е зависит не только от а, р но и от отношения ~, где Со- статическая грузоподъемность подшипника. Но поскольку в начале расчета F является неизвестным, то параметр е приближенно принимают из графика (рис. 6.2) в зависимости от отношения -~ и а. "f Затем определяют силу F я с помощью по табл. 6.1. уточняют е.
Рнс. 6.2. Определение коэффициента е для радйально-упорных шарикоподшипников радиально-упориых подшипников, установленных: - врастяжку При расчете эквивалентной нагрузки для сдвоенных однорядных радйально-упорных шарикоподшипников (рис. 4.31), установленных узкими или широкими торцами наружных колец друг к другу, пара одинаковых шарикоподшипников рассматривается как один двухрядный радиально-упорный шарикоподшипник. При выборе сдвоенных конических роликовых подшипников (рис. 4.26) необходимо учитывать, что при5 нединамическая грузоподъемность сдвоенного подшипника равна динамической грузоподъемности однорядного подшипника, умноженной на 1,715. При-р>е в сдвоенных подшипниках работает один ряд, и значения динамической грузоподъемности следует принимать, как для однорядного подшипника (т. е. при указанных условиях осевого нагружения применение сдвоенных подшипников нецелесообразно). Динамическая грузоподъемность подшипников в каталогах приведена при 90 % надежности. Если требования к надежности превышают стандартные, расчетная динамическая грузоподъемность С= CKl, (6.12) где С - стандартная каталожная динамическая грузоподъемнрсть, Н; Kl-коэффициент, учитывающий заданную вероятность выхода подшипника из строя и опре;],еляемый по графику рис. 6.3. Каталожные данные подшипников, наиболее часто встречающихся при курсовом проектировании, приведены в приложении (табл. 15...20), ![]() "o.0i ojn OJ о,г 0,61 г 46 7с Рис. 6.3. Определение коэффициента 1- шариковые подшипники; 2 - роликовые рекомендуемые значения расчетной долговечности Lj, для различных машин - в табл. 6.7. Таблица 6.7. Рекомендуемые значения расчетной долговечности Ly, для различных типов машин Машины и оборудование Приборы и аппараты, используемые периодически: демонстрационная апааратура, механизмы для закрывания дверей, бытовые приборы Неответственные механизмы, используемые в течение коротких периодов времени: механизмы с ручным приводом, сельскохозяйственные машины, подъе.мные краны в сборочных цехах, легкие конвейеры Ответственные механизмы, работающие с перерывами; вспомогательные механизмы на силовых станциях, конвейеры для поточного производства, лнфты, не часто используемые металлообрабатывающие станки Машины для односменной работы с неполной нагрузкой: стационарные электродвигатели, редукторы общего назначения, часто используемые металлорежущие стайки Машины, работающие с полной загрузкой в одну смену, машины обшего машиностроения, подъемные краны для режимов Т и ВТ, вентиляторы, распределительные валы Машины для круглосуточного использования: компрессоры, насосы, шахтные подъемники, стационарные электромашины, судовые приводы Непрерывно работающие машины с высокой нагрузкой; оборудование бумажных фабрик, энергетические установки, шахтные насосы, оборудование торговых морских судов 4000 и более 8000 и более 12000 н более Около 20000 40000 и более 100000 и более Примечание. Расчетная долговечность подшипников должна быть согласована с долговечностью проектируемого привода. Если размеры подшипников оказываются слишком большими, за расчетную долговечность может приниматься долговечность до капитального ремонта привода-. Для облегчения вычислений в табл. 6.8 даны соотношения между L и -р-, а в приложении табл. 21 - связь между L,, частотой вращения С п и отношением р-. Таблица 6.8. Соотношение между долговечностью подшипника в миллионах оборотов L и значением С/Я
Пример 1. Определить номинальную динамическую грузоподъемность 310 шарикового радиального подшипника с каталожной динамической грузоподъемностью с = 48500 Н, статической грузоподъемностью с q= 36300 Н. На подшипник действует радиальная нагрузка г- = 4000 Н, осевая f„= 1900 Н, частота вращения вала п = 1000 мин", необходимая долговечность 10000 ч при условии, что v = = /Сб= /Ст= 1,0. Решение. 1. Выбираем коэффициенты X и У. Отношение = = 0,052, по табл. 6.1 этому соответствует е = 0,261 (определяется методом интерполирования). Поскольку щ: = То = = то х= = 0,56, F= 1,702. 2. Определяем эквивалентную нагрузку (табл. 6.5, п. 1) Р - (XVf,-f KFJ/СбКт = = 0,56 X 4000 4- 1,702 X 1900 = 5474 Н. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 |