Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Таблица 6.5. Формулы для расчета эквивалентной динамической нагрузки

ль п. п.

Тип подшипника

р. н

. I

Радиальный шариковый

P= (0,56V Fr + YF„)KcK

Радиальный сферический двухрядный

P=(XVFr + YFa)KcK

Радиальный с короткими цилиндрическими роликами

Радиально-упорный шариковый

P = (XVFr + YFa)KcK

Конический роликовый

PVFrKK,

P==(0,4VFr + YF„)KeK,,

Упорный (шариковый, ролнко вый)

P=FKcK.,

Предельное значение осевой нагрузки Fa (в долях Fr), в случае превышения которой Fa должна учитываться при расчете эквивалентной нагрузки, Р оценивается параметром е.

Определяя эквивалентную нагрузку шарикового радиального подшипника (угол контакта

а= 0), вначале находим отношение , где Сц -

каталожная статическая грузоподъемность подшипника (приложение, табл. 15 ... 20). По р

соотношению -т" определяем вспомогательный

параметр е (табл. 6.1). Затем в зависимосгн Р р

от отношений ° " "

<е или #>е)

\VFr

VFr-

(6.9)

находим X и Y.

Если в шариковых радиальных, однорядных

шариковых или роликовых радиально-упорных р

подшипниках у--е, осевую нагрузку не учитывают, т. е. принимают F=0, X = I.

У двухрядных шариковых и роликовых подшипников (радиально-упорных и радиальных сферических) даже незначительные осевые силы

влияют на эквивалентную нагрузку, а в случае, р

если отношение yj превысит значение е, в этих

-подшипниках будет работать только один ряд тел качения.

Остальные особенности выбора коэффициентов X, У для радиально-упорных шарикоподшипников ясны из табл. 6.1. У роликовых радиально-упорных и радиальных самоустанав-

ливающихся подшипников е = 1,5 tga, где а - угол контакта роликов (табл. 6.2).

1 При определении расчетной осевой нагрузки, действующей на радиально-упорный подшипник, кроме внешней осевой нагрузки Pj, учитываются также осевые составляющие Fsir Fsir от радиальных нагрузок, возникающие в подшипниках вследствие наклона линии контакта.

Расчетные осевые нагрузки на подшипники Fai и Farr опор / И В ЭТОМ случэс В зави-симости от направления силы Fab и относительного расположения подшипников приведены на рис. 6.1 и в табл. 6.6.

Таблица 6 6. Формулы для определения расчетных осевых нагрузок

Условия нагружения

Расчетные осевые нагрузки на подшипник

в опоре 1

в опоре П

Fab>-0

Far=PsI

Pari-Psr +

Fab > Psil - Psr

+ Fab

Pah < PslI - Fsl

Pal-F.n--Pab

Pall = FsII

Осевые составляющие Fg для конических роликоподшипников

Fs = 0,83 eFr, (6.10)





Рнс, 6.1. Определение расчетных осевых нагрузок для

а - враспор; 6 -

значение параметра е приведено в табл. 6.2 в зависимости от угла а.

Для радйально-упорных шарикоподшипников

Fs = eFr. (6.11)

В последнем случае при углах контакта а > > 18° коэффициент е - е определяется по табл. 6.1. При а <: 18° фактические углы контакта под нагрузкой значительно отличаются от

начальных, поэтому е зависит не только от а, р

но и от отношения ~, где Со- статическая

грузоподъемность подшипника. Но поскольку в начале расчета F является неизвестным, то параметр е приближенно принимают из графика

(рис. 6.2) в зависимости от отношения -~ и а.

"f

Затем определяют силу F я с помощью по табл. 6.1. уточняют е.

12°

Рнс. 6.2. Определение коэффициента е для радйально-упорных шарикоподшипников

радиально-упориых подшипников, установленных: - врастяжку

При расчете эквивалентной нагрузки для сдвоенных однорядных радйально-упорных шарикоподшипников (рис. 4.31), установленных узкими или широкими торцами наружных колец друг к другу, пара одинаковых шарикоподшипников рассматривается как один двухрядный радиально-упорный шарикоподшипник.

При выборе сдвоенных конических роликовых подшипников (рис. 4.26) необходимо учитывать,

что при5 нединамическая грузоподъемность

сдвоенного подшипника равна динамической

грузоподъемности однорядного подшипника,

умноженной на 1,715. При-р>е в сдвоенных

подшипниках работает один ряд, и значения динамической грузоподъемности следует принимать, как для однорядного подшипника (т. е. при указанных условиях осевого нагружения применение сдвоенных подшипников нецелесообразно).

Динамическая грузоподъемность подшипников в каталогах приведена при 90 % надежности. Если требования к надежности превышают стандартные, расчетная динамическая грузоподъемность

С= CKl, (6.12)

где С - стандартная каталожная динамическая грузоподъемнрсть, Н; Kl-коэффициент, учитывающий заданную вероятность выхода подшипника из строя и опре;],еляемый по графику рис. 6.3.

Каталожные данные подшипников, наиболее часто встречающихся при курсовом проектировании, приведены в приложении (табл. 15...20),




"o.0i ojn OJ о,г 0,61 г 46 7с

Рис. 6.3. Определение коэффициента

1- шариковые подшипники; 2 - роликовые

рекомендуемые значения расчетной долговечности Lj, для различных машин - в табл. 6.7.

Таблица 6.7. Рекомендуемые значения расчетной долговечности Ly, для различных типов машин

Машины и оборудование

Приборы и аппараты, используемые периодически: демонстрационная апааратура, механизмы для закрывания дверей, бытовые приборы

Неответственные механизмы, используемые в течение коротких периодов времени: механизмы с ручным приводом, сельскохозяйственные машины, подъе.мные краны в сборочных цехах, легкие конвейеры

Ответственные механизмы, работающие с перерывами; вспомогательные механизмы на силовых станциях, конвейеры для поточного производства, лнфты, не часто используемые металлообрабатывающие станки

Машины для односменной работы с неполной нагрузкой: стационарные электродвигатели, редукторы общего назначения, часто используемые металлорежущие стайки

Машины, работающие с полной загрузкой в одну смену, машины обшего машиностроения, подъемные краны для режимов Т и ВТ, вентиляторы, распределительные валы

Машины для круглосуточного использования: компрессоры, насосы, шахтные подъемники, стационарные электромашины, судовые приводы

Непрерывно работающие машины с высокой нагрузкой; оборудование бумажных фабрик, энергетические установки, шахтные насосы, оборудование торговых морских судов

4000 и более

8000 и более

12000 н более

Около 20000

40000 и более

100000 и более

Примечание. Расчетная долговечность подшипников должна быть согласована с долговечностью проектируемого привода. Если размеры подшипников оказываются слишком большими, за расчетную долговечность может приниматься долговечность до капитального ремонта привода-.

Для облегчения вычислений в табл. 6.8 даны

соотношения между L и -р-, а в приложении

табл. 21 - связь между L,, частотой вращения С

п и отношением р-.

Таблица 6.8. Соотношение между долговечностью подшипника в миллионах оборотов L и значением С/Я

С/Р

Шарико-

Роликовые

Шариковые

Роликовые

вые под-

подшип-

подшип-

подшип-

шипн ики

ники .

ники

ники

1,44

1,39

5,65

4,75

1,59

1,52

5,85

4,90

1,71

1,62

6,04

5,04

1,82

1,71

6,21

5,18

2,00

1,87

6,38

5,30

2,15

2,00

6,54

5,42

2,29

2,11

6,69

5.54

2,41

2,21

6,84

5,64

2,52

2,30

340

6,98

5,75

2,62

2,38

7,11

5,85

2,71

2,46

7,24

5.94

2,92

2,63

7,37

6,03

3,11

2,77

7,49

6,12

3,27

2,91

7,61

6,21

3,42

3,02

7,72

6,29

3,56

3,13

7,83

6,37

3,68

3,23

7,94

6,45

3,91

3,42

8,19

6,64

4,12

3,58

8,43

6,81

4,31

3,72

8,66

6,98

4,48

3,86

8,88

7.12

4,64

3,98

9,09

7,29

4,93

4,20

9,28,

7,43 7.56

5,19

4,40

9,47

5,43

4,58

9,65

7,70

Пример 1. Определить номинальную динамическую грузоподъемность 310 шарикового радиального подшипника с каталожной динамической грузоподъемностью с = 48500 Н, статической грузоподъемностью с q= 36300 Н. На подшипник действует радиальная нагрузка г- = 4000 Н, осевая f„= 1900 Н, частота вращения вала п = 1000 мин", необходимая долговечность 10000 ч при условии, что v =

= /Сб= /Ст= 1,0.

Решение. 1. Выбираем коэффициенты X

и У. Отношение = = 0,052, по табл.

6.1 этому соответствует е = 0,261 (определяется методом интерполирования). Поскольку

щ: = То = = то х=

= 0,56, F= 1,702.

2. Определяем эквивалентную нагрузку (табл. 6.5, п. 1) Р - (XVf,-f KFJ/СбКт = = 0,56 X 4000 4- 1,702 X 1900 = 5474 Н.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35