Главная Промышленность
Рис 2 4 Конструкция шкивов плоскоременных передач, о - монолитная конструкция, б, в - дисковая конструкция быть не более Ra~ 1,25...2,5 мкм. Рабочие поверхности желательно полировать. По конструкции литые и точеные шкивы изготовляются монолитными, с диском, со спицами (только литые). Типичная конструкция монолитного шкива показана на рис. 2,4, а, шкив с диском приведен на рис. 2.4, б. Толщина диска б = (0,25...0,35) d (но не менее 8 мм), где d - диаметр вала. В дисках предусматривают отверстия для крепления шкива при обработке, облегчения транспортировки и уменьшения массы. У литых шкивов отверстия служат также для выхода литейных газов при отливке. Шкивы со спицами используют при окружной скорости и < 25 м/с, если скорость выше, применяют шкивы с диском. У шкивов со спицами при ширине обода В <. 300 мм спицьг располагают в один ряд, в более широких шкивах - в два ряда. При диаметре шкива до 500 мм ставят четыре спицы, от 500 до 1600 мм - шесть спиц. Основные размеры шкивов с одним рядом спиц показаны на рис. 2 5. Спицы выполняют эллиптического сечения. Отношение малой оси сечения спицы к большой 7*= 0,4...0,5. Спицы рассчитывают на изгиб. Условная высота (большая ось) сечения спицы в условном диаметральном сечении шкива при допускаемом напряжении для чугуна СЧ15 1о„] = 30 МПа; f = 0,4 (рис. 2.8) Здесь 2 - число спиц; Т - крутящий момент на валу, Н • мм. Размеры спицы по наружному диаметру шкива: Со = 0,8с; «0 = 0,8а. (2.17) У шкивов со спицами обод (а также ступицу) делают с ребрами в плоскости расположения спиц для более равномерного охлаждения и уменьшения внутренних напряжений в местах соединения спицы с ободом, а также для увеличения жесткости обода. Толщина обода у края литых шкивов (рис. 2.4, б) е == 0,005dp + 3 мм, (2.18) сварных Y 0,4г (2.16) е = 0,004 ф + 0,5rfp) + 4 мм, (2.19) где b и dp-соответственно ширина ремня и расчетный диаметр шкива, мм. Высота ребра (рис. 2.8) s = е+ 0,02В, (2.20) е - толщина обода у края шкива, мм; В - ширина шкива, мм. Диаметр ступицы шкивов всех типов dc= (l,8...2,0)d, (2.21) длина ступицы (для шкивов со спицами при однорядном расположении спиц) /с== (1,5...2,0) d. (2.22) Здесь, как и прежде, d - диаметр вала. Расточка посадочного отверстия ступицы бывает цилиндрической и конической. Реко- 125Ч5 0.U fP(i3Mepbi для спраЬок 2 fopMoSomie уклоны д° 3 Неуказанные предельные отклонения размеров диаметроб НИ,hlij.остальныхJIS, nobepxHocmeuit- k На poSovea поберхности шкиЬа пористости и раковины w допускаютси 5 БапаншроЬать статически дисбаланс не более 6 г см В Неуказанные литейные радиусы 1/ S мм
Рис. 2 5. Рабочий чертеж литого шкива со спицами мендуемые диаметры расточки ступицы и ее длина для каждого размера шкива приведены в ГОСТ 17383-73. Допускаемые отклонения расчетных диаметров dp по ГОСТ 17383-73 приведены в табл. 2.4. Неуказанные предельные отклонения обработанных несопрягаемых поверхностей: отверстий - по Н14, валов - по hli, остальных - по j\6. Предельные отклонения длины ступицы с коническим посадочным отверстием не более h\3. Радиальное биение обода шкива не должно превышать 7-й степени точности, торцовое биение - 8-й степени точности по ГОСТ 24643-81. Нормы радиального и торцового биения обода шкивов приведены в табл. 2.11. Таблица 2.11. Радиальные и торцовые биения обода шкивов
Каждый шкив для работы со скоростью выше 5 м/с должен быть статически отбалансирован. Допускаемый дисбаланс: V и/с . . . . 5...10 10...15 15...20 20...25 25...30 40 Дисбаланс Не более, г-см 6 3 2 1,6 1 0,5 Шкивы быстроходных передач для лучшей оалансировки обрабатывают кругом. В подобных случаях внутреннюю поверхность обода и наружную поверхность ступицы выполняют цилиндрическими. Посадочное отверстие под вал должно иметь шероховатость не выше ra= 1,25... 2,5 мкм, остальные обработанные поверхности 6,3 мкм. Необработанные поверхности шкивов должны быть окрашены. Передача крутящего момента осуществляется шпоночным или шлицевым соединением. При шпоночном соединении и цилиндрическом сопряжении назначают следующие посадки: в случае нереверсивной спокойной нагрузки - Н7/к6; нереверсивной нагрузки с умеренными толчками и ударами - Н7 пб; реверсивной нагрузки с большими толчками и ударами - Н7/р6. В осевом направлении шкалы крепятся стопорными винтами либо торцовыми шайбами. 2.2.7. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАСЧЕТА ОБЫКНОВЕННЫХ ПЛОСКОРЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧ Последовательность расчета иллюстрируется на примере. Пример. Рассчитать открытую плоскоременную передачу от асинхронного двигателя мощностью N-1= 7 кВт при п- 1440 мин~ (o)i= 151 рад/с) и передаточном числе и ~ 2. Работа односменная, нагрузка спокойная. Передача горизонтальная. Натяжение ремня - за счет его упругости (передвижением двигателя по салазкам). Условия окружающей среды - нор>1альные. Требования к габаритам - жесткие. 1. Выбираем прорезиненный ремень типа а с тканью БКНЛ-65 с резиновыми прослойками (см. с. 17 и табл. 2.3). 2. Ориентировочный диаметр меньшего шкива по формуле (2.1): dp, ==(1100 ... 1300) -[f = = 1100 Уу4 = 186 мм. 3. По табл. 2.2 принимаем диаметр меньшего шкива dpi = 180 мм, толщину ремня 6 = = 4,8 мм, число прокладок i = 4. 4. Диаметр большего шкива по формуле (2.2) dp2 = dpi« (1 - е) = 180 2 (1 - 0.01) =356 мм. По ГОСТ 17383-73 (табл. 2.4) ближайший размер dp2= 355 мм. 5. Действительное передаточное число по формуле (2.3) «о = -4 =...J5i= 1.992. dp, (1 - 8) ~ 180(1-0,01) 6. Скорость ремня по формуле (2.4) "pi" я • 180 • 1440 , „ - 60 • 1000 = 60 . 1000 "" 7. Минимальное межосевое расстояние по формуле (2.5) G = 2(dpi-f dp2) = 2(180-f 355)= 1070 мм, принимаем а - 1100 мм. 8. Расчетная длина ремня по формуле (2.6) L = 2a+(dpi + dp,) + --y = = 2- 1100+ 1(180-f 355) + 0 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 |