Главная Промышленность Компоновочный чертеж выполняется в масштабе. Изготовление чертежа допускается от руки на миллиметровке в возможно большем масштабе (желательно 1:1), что позволяет наглядно представить действительные размеры проектируемого привода и его агрегатов. При компоновке агрегатов привода наиболее сложной и трудоемкой является комхюновка зубчатых и червячных редукторов. 4.2. КОМПОНОВКА ЗУБЧАТЫХ И ЧЕРВЯЧНЫХ РЕДУКТОРОВ 4.2.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОМПОНОВКИ Основные этапы компоновки редуктора: конструирование валов и сопряжений их с посаженными деталями; выбор подшипников качения (или расчет подшипников скольжения) и конструирование подшипниковых узлов; определение размеров корпуса; окончательное оформление компоновочного чертежа (на миллиметровке); выбор вспомогательных деталей и элементов (шпонки, шлицы, болты, штифты) и их проверочные расчеты. Общие принципы компоновки валов и подшипниковых узлов одинаковы для всех редукторов. Поэтому далее подробно изложена компоновка наиболее распространенных цилиндрических редукторов. Для остальных редукторов указаны лишь основные отличительные особенности. 4.2.2. КОМПОНОВКА ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ РЕДУКТОРОВ В цилиндрических прямозубых и косозубых редукторах, исключая шевронные, для компенсации неточностей относительного осевого положения колес шестерни делаются шире венца колес. Рекомендуемые минимальные отношения ширины шестерни к ширине венца колеса приведены в табл. 4.1. Таблица 4.1. Рекомендуемые отношения
Компоновочные эскизы одно- и двухступенчатого цилиндрических редукторов показаны на рис. 4.3 и 4.4. Размеры для вычерчивания эскизов приведены в табл. 4.2. Соотношения между основными размерами литого чугунного разъемного корпуса редуктора наиболее" распространенных конструкций иллюстрируют рис. 4.5 и табл. 4.3. В быстроходной ступени редуктора при относительно небольших коэффициентах ширина большего колеса пары может оказаться меньше ориентировочного диаметра вала, на котором это колесо посажено. В данном случае длина ступицы колеса принимается равной 1... 1,2 диаметра вала, а размеры ei, откладываются от торцов ступицы. Так как на настоящем этапе расчета расстояния между опорами неизвестны, ориентировочно диаметр вала в опасном сечении определяется из условий прочности при кручении в случае пониженных допускаемых напряжений: Здесь Т - крутящий момент, Н • мм; [т] - допускаемое напряжение на кручение; для ре-дукторных валов [т] = 15...30 МПа. Меньшие значения из этого диапазона берут для быстроходных валов, большие - для тихоходных. Если входной вал редуктора связан с двига телем, для этого вала с учетом результатов pat чета принимают d - (0,8... 1,2) dg, где da- диаметр вала электродвигателя. Наиболее рационально принимать d = da, что облегчает изготовление и монтаж муфт. Если разрешает компоновка приводг;, шестерню быстроходной ступени следует располагать со стороны, удаленной от консольной (входной) части вала. Такое расположение улучшае! распределение нагрузки по ширине венца быстро ходной пары. В цилиндрических прямозубых и косозубых редукторах валы обычно устанавливают на шариковых радиальных подшипниках. Первоначально внутренний диаметр подшипника выбирается по округленному (до нуля или пяти) ориентировочному диаметру вала, рассчитанному по формуле (4.1) с добавлением « 5 мм. Для ведущею и промежуточного валов можно принимать подшипники средней серии, для выходного (тихоходного) вала - легкой серии. Размеры подшипников, наиболее часто применяемых npi курсовом проектировании, приведены в табт 15...20 приложения. Расположение подшипника в корпусе редуктора в известной мере определяется способом его смазки. При окружной скорости колес бы строходной ступени редуктора 15м/с>и> > 3...4 м/с достаточно надежно разбрызгивание. При скорости у > 5 м/с подшипники устанавливают так, чтобы их внутренние торцы на- 4.2. Компоновка зубчатых и червячных редукторов Рис, 4 3 Компоновочный эскиз одноступенчатого цилнндаЧеского редуктора \ \ \ "У \ \, у х \ JZZ27 / / Л / / / / :...... J- -у Рнс, 4.4. Компоновочный эскиз двухступенчатого цилиндрического редуктора 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 |