Главная Промышленность Основные технические данные и габаритные размеры асинхронных двигателей серии 4А закрытого обдуваемого исполнения приведены в приложении (табл. 2, 3). ГЛАВА 2. ПЕРЕДАЧИ ГИБКОЙ СВЯЗЬЮ 2.1. РЕМЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ В простейшем виде ременная передача состоит из ведущего и ведомого шкивов и гибкой связи - ремня, надетого на шкивы с натяжением (рис. 2.1). Передача нагрузки осуществляется за счет трения между ремнем и шкивами. В механических приводах ременные передачи применяются обычно в качестве понижающей. В сочетании с зубчатой передачей ременную устанавливают на менее нагруженную быстроходную ступень. Достоинства ременных передач: простота конструкции и малая стоимость; возможность передачи нагрузки на большие расстояния; плавность хода и бесшумность работы; эластичность привода, смягчающая колебания нагрузки; работоспособность при высоких частотах вращения; способность предохранения привода при перегрузках за счет проскальзывания ремня; пониженная чувствительность к погрешностям монтажа. К недостатк1ам следует отнести* сравнительно большие габариты (в несколько раз больше, чем зубчатых); непостоянство передаточного числа из-за упругого скольжения ремня; повышенные (по сравнению с зубчатой передачей) нагрузки на валы и опоры, обусловленные большим предварительным натяжением ремня; низкая долговечность ремня (1000...5000 ч); неприменимость во взрывоопасных помещениях ввиду электризации рем- Рис. 2.1. Схема передачи с двумя шкивами ня; необходимость предохранения от попадания минеральных масел (особенно на прорезиненные ремни). 2.2. ПЛОСКОРЕМЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ 2.2.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Вследствие большой гибкости ремня плоскоременные передачи по сравнению с другими видами ременных передач характеризуются более высокой плавностью, долговечностью и КПД. Передачи работают при скорости W = 5... 100 м/с и передаваемой мощности до 50 кВт. Ограничение нижнего предела скорости и мощности связано с увеличением габаритов передачи. Верхний предел скорости ограничивается ухудшением условий эксплуатации ремней в связи с ростом действующих центробежных сил (работа сопровождается тепловыделением, образованием воздушных подушек в зонах набегания ремня на шкивы уменьшением долговечности и КПД). В зависимости от скорости ремня различают* обыкновенные (v < 30 м/с) и быстроходные (и > 30 мс) передачи, используемые обычно как ускоряющие в приводах шпинделей, сепараторов и др 2.2.2. ОБЫКНОВЕННАЯ ПЛОСКОРЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА Для нее используются конечные ремни, поставляемые в рулонах. После отрезки требуемой длины рершя концы его соединяют склейкой, сшиванием, либо скрепляют металлическими соединителями. Место соединения бывает жесгче и тяжелее остальных частей ремня, что приводит к вибрациям и ударам о шкивы, уменьшению долговечности ремня и ограничению скорости до 25...30 м/с. Ориентировочные значенчя КПД обыкновенных плоскоременных передач при нагрузках, близких к расчетной, при двух шкивах принимают 0,95...0,97. 2.2.3. ТИПЫ РЕМНЕЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ Промышленность выпускает следующие типы стандартных приводных ремней: тканевые прорезиненные (ГОСТ 38.05.98-76), хлопчатобумажные (ГОСТ 6982-75), шерстяные (ОСТ/НКТП 3157), кожаные (ГОСТ 18679- 73"*), из синтетических материалов (МРТУ 17- 645-67). Благодаря прочности, эластичности, малой чувствительности к влаге и колебаниям температуры, для передач при о < 30 м/с широко применяются тканевые прорезиненные ремни. Их выпускают трех типов: А - нарезные, с ре- зинввыми прослойками между всеми прокладками и с кромками, защищенными водоупорным составом; Б - послойно завернутые как с резиновыми прослойками, так и без них; В - спирально завернутые без резиновых прослоек. Наличие прослоек придает ремню гибкость. Тяговые элементы ремня (прокладки) выполняются из тканей на синтетической основе БКНЛ-65 и БКНЛ-65-2 (ГОСТ 19700-74) и хлопчатобумажной (бельтинги) Б-800 и Б-820 (ГОСТ 2924-67). Для предохранения ткани от механических повреждений, воздействия сырости и химиче- Таблица 2.1. Стандартная ширина b и число прокладок / прорезиненных ремней
Таблица 2.2. Число прокладок, толщина и минимальные диаметры шкивов для плоских прорезиненных ремней
ОКИ активных сред применяются ремни с резиновыми обкладками. Ремни всех типов изготовляются в рулонах по 8, 20 и 30 м в зависимости от ширины. Ремни типа А и Б по специальным заказам выполняются бесконечными. Стандартные ширина и число прокладок i прорезиненных ремней приведены в табл. 2.1, а число прокладок, толщина и минимальные расчетные диаметры шкивов dpmm - в табл. 2.2 2.2.4. ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ ОБЫКНОВЕННЫХ ПЛОСКОРЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧ Тип ремня. Наибольшее применение получили прорезиненные ремни нарезной конструкции типа А как более гибкие и допускающие большие скорости. Ремни завернутых конструкций с повышенной износостойкостьнз кромок предпочтительны для передач с кромочными направляющими, перекрестных. Тип ремня определяется условиями эксплуатации: характером передаваемой нагрузки, скоростью ремня, передаваемой мощностью, конструкцией ременной передачи, условиями окружающей среды. Выбор типа прорезиненного ремня можно производить по характеристике, приведенной в табл. 2.3. Таблица 2.3. Характеристика прПводиых прорезиненных ремней
2 369 Приводные ремни из других материалов имеют ограниченное применение в общемашиностроительных приводах и здесь не рассматриваются. Диаметр меньшего шкива. С увеличением dpi снижается напряжение изгиба в ремне, повышается долговечность, тяговая способность и КПД передачи, уменьшается окружное усилие и сечение ремня. Минимальные расчетные диаметры шкивов в зависимости от слойности нли толщины ремня приведены в табл. 2.2. При проектном расчете передачи для ориентировочного выбора диаметра меньшего шкива (мм) рекомендуется формула М. А. Саверина: dpi«(1100... 1300) ], (2.1) где Лх- передаваемая мощность, кВт; - частота вращения быстрохбдного вала, мин. Если нет ограничений на габариты передачи, то обычно выбирают один из стандартных диаметров, следующих за минимальным (табл. 2.4). Диаметр большего шкива dp2 (мм) dp2 = dpi«(l-Е). (2.2) Здесь и= - - передаточное число (рекомен- дуется « = 2 ... 4); е = 0,01 - коэффициент скольжения прорезиненного ремня. Диаметр dp2 также округляется по стандарту (табл. 2.4). При выбранных диаметрах di и rfp2 определяют окончательное передаточное число ременной передачи (2.3) и уточняют передаточные числа остальных передач привода с тем, чтобы общее передаточное число отличалось от заданного не более чем на 4 %, Скорость ремня v (м/с) (2.4) 60 . 1000 где dpi- расчетный диаметр меньшего шкива, мм; til- частота вращения меньшего шкива, мин~\ Межосевое расстояние а (мм) для открытых передач с натяжением ремня за счет его упругости (рис. 2.2; 2.3) рекомендуется a:>2(dp,-f dp2). (2.5) Длина ремня L (мм) при выбранном межосевом расстоянии L-2a+id,i+d,.) + :
Число пробегов ремня v, -i-j: (2.7) где V - скорость ремня, м/с; L - длина ремня, м; [v] - допускаемое число пробегов, -~. Для обеспечения долговечности в рассматриваемой передаче [v] ==5-i-. Если неравенство (2.7) не удовлетворяется, длину ремня определяют из условия (2.6) (2.8) 0 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 |