Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 [ 37 ] 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54

V(v/;


Мойуль

Чиспо Ьиткоб

Вид трШа

Ji,EnumenbHbiu угол подъема линии битка

НапраЬление пинии битка

ПраЬое

исходный черЬяк

сштзв-ы

Степень точности CTC3BSH-7S

Угол про(рипя

Делительная толщина по хар ве битка (д нормальном сечении)

Высота по хорде

8,03

Делительный диаметр чербяка

Ход битка

5B,2(i

Обозначение чертежа сопряженного колеса

I.i noiepnyma }!5I

--Ч \ tiO.S Ri

«г?


im.Mm,битки mfif.o.jJ:5[i.j2m[,

2 Концы биткоб толщиной менее 5 мм срезать и притупить. J Неуказанные предельные отклонения раэмерод: ш1 М, остальные Я1Ч/2

Курс

Семестр

Нвокун

/рута

Подп

Тема

ЧерЬяк

Сталь mmrmnt

ййт \ Масса \Насшт

Лист I Листоб

Рис. 3.32, Рабочий чертеж архимедова цилиндрического червяка



Таблица 3 61 Рекомендуемые значении кинематической вязкости смазки для стальных колес закрытых зубчатых передач, сСт нлн 10" м/с

Лхатериал

Ов МПа

Vge (Vioo) при окружной скорости v м/с

0 5-1

1-1 25

1 25-5

5-12 5

12,5-25

Сталь

450-1000 1000-1250 1250-1600

270(34) 270 (34) 450 (53)

180 (23) 270 (34) 270 (35)

120 (15) 180 (23) 270 (34)

120 (15) 180 (23)

60 85 120(15)

45 60 85

Сталь цементованная или за чаленная с поверхности

450 (53)

270 (34)

27 (34)

180 (23)

120 (15)

Примечание Нецементованные колеса из хромоникелевой стали прн о>800 МПа должны смазываться маслом на одну ступень более вязким, чем указано в таблице в графе вязкости

ЛИТЫХ зубчатых колес Образцы простановки раямеров на чертежах зубчатых и червячных колес и червяка приведены на рис 3 28 3 32

3.15. СМАЗКА ЗУБЧАТЫХ И ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ

Закрытые зубчатые передачи при окружной скорости и < 12 15 м/с обычно смазывают окунанием в жидкую масляную ванну Рекомендуемые значения кинематической вязкости смазки Vso (юо) приведены в табл 3 61

В двух- и трехступенчатых редукторах с общей масляной ванной выбирают смазку с вязкостью, промежуточной между требующимися для быстроходной и тихоходной ступеней О глубине погружения колес в масляную ванну см разбивку передаточных чисел редуктора

Количество жидкой смазки выбирают из расчета 0,35 0,7 л на 1 кВт передаваемой мощности Количество смазки определяется также сечением внутренней полости корпуса редук-

Таблица 3 62 Рекомендуемое вязкости масла для червячных передач

Скорость скольжения Vc м/с

Способ смазки

Условия работы

Рекомендуемая кинематическая вязкость V,„ (v,„„) сСт или (0«mVc

0 1 0 25 0 5 5 10

Окунание

Струйная или окунание

Тяжелые Средние

450 (53) 270(34) 180(23) 120(15)

Здесьс, едооо м/с

тора и глубиной масляной ванны Желательно предусмотреть расстояние между наибольшим колесом и днищем корпуса не менее (5 10) т, что дает возможность осаждаться продуктам износа

Для смазки закрытых передач (например, автомобильного типа) набивкой применяются консистентные смазки, содержащие мыла Температура каплепадения такой смазки должна быть не ниже 75 °С Открытые передачи смазываются мазями с температурой каплепадения не ниже 45 °С, преимущественно графитной мазью, солидолом Л, смешанным с 10 % графита, либо жидкими, очень вязкими маслами

В червячных передачах для повышения надежности против заедания и предотвращения намазывания бронзы на червяк применяют более вязкие масла, чем в других передачах Рекомендуемые вязкости масел для непрерывно работающих передач приведены в табл 3.62 Для передач, работающих с перерывами, у которых рабочая температура ниже, чем при непрерывной работе, применяют смазку меньшей вязко-сти Повышение противозадирных свойств смазки для червячных передач достигается добавлением к минеральному маслу 3 10 % растительных или животных жиров Активные противо-задирные смазки для бронзовых колес не применяют во избежание коррозии.

Характеристики наиболее часто используемых смазок см ч 2, гл 6 (табл. 6 10)

3.16. ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА ЗУБЧАТЫХ И ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ

Пример 1. Рассчитать цилиндрическую ко-созубую передачу одноступенчатого редуктора общего назначения по следующим данным но-



минальная мощность, передаваемая шестерней, 7Vi= 10 кВт; частота вращения шестерни = 1000 мин" (104,6 рад/с); передаточное число редуктора и = 5; срок службы передачи t = = 10 000 ч; нагрузка постоянная; кратковременно действующая максимальная нагрузка при пуске в два раза больше номинальной; передача нереверсивная; шероховатость поверхности зубьев по 6-му классу (ГОСТ 2789-73); габариты редуктора ограничены.

-Выбор материала и допускаемых напряжений для шестерни и колеса. 1. По табл. 3.12 назначаем материал для шестерни и колеса - сталь 40ХН (поковка); термообработка - улучшение. Для шестерни при радиусе заготовки до 100 мм

= 850 МПа; = 600 МПа; 230 ... 300 Ив, J

для колеса при радиусе заготовки до 300 мм

Ов = 800 МПа; 0 = 580 МПа; 2А\НВ.

2. Определяем допускаемое напряжение изгиба для шестерни (формула 3.51):

Предварительно находим предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий эквивалентному числу циклов перемены напряжений (формула 3.52):

OFHmi ==о „j, Kfc • Kfl,,

где предел выносливости при изгибе, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений (табл. 3.19).

onimM = l,8HBi = 1,8 . 265 = 477 МПа.

Коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки (табл. 3.20), при одностороннем приложении нагрузки Kfc= = 1,0; коэффициент долговечности (формула 3.53)

При НВ < 350 (см. с. 77) тр= 6; базовое число циклов перемены напряжений (см. с. 77)

AFo = 4 • 10«,

эквивалентное (суммарное) число циклов перемены напряжений (формула 3.54)

NpEi = Мъ1 = рОп/ч = 60 . 1000 • 10000=6 • 108.

Соответственно

но так как Nfei = 6 • 10 > Nfo = 4 • 10» (см. с. 77), принимаем Kfli = 1.0. Соответственно OFUmi = 477 . 1,0 • 1,0 = 477 МПа. Коэффициент безопасности (формула 3.56)

Sf = Sf- Sf = 1,75 • 1,0 = 1,75,

где Sf= 1,75 (табл. 3.19), 5= 1,0 (табл. 3.21). Коэффициент, учитывающий чувствительность материала к -концентрации напряжений (формула 3.57), Fs= 1. Коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности зуба (формула 3.58), Yj 1,0.

Допускаемое напряжение изгиба для зубьев шестерни

[ofi] = y1,0- 1,0= 272 МПа.

3. Допускаемое напряжение изгиба для зубьев колеса

°F Iim 2

[OF2J =

• • Yp.

Предварительно находим предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий эквивалентному числу циклов перемены напряжений (формула 3.52):

Of Ига 2 = Of lim Ь2 • KfC • KfL2,

где предел выносливости при изгибе, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений (табл. 3.19),

Of иш 62 = 1,8ЯВ, = 1,8 . 241 = 434 МПа.

Коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки (табл. 3.20), Kfc= 1,0; коэффициент долговечности (формула 3.53)

При НВ < 350 (см. с. 77) CTf = 6; базовое число циклов перемены напряжений (см. с. 77) Лро = 4- 10"; эквивалентное (суммарное) число циклов перемены напряжений (формула 3.54)

Nfe2 = = 60п,/ч = 60 10000 = 1,2 10«.

Соответственно

У 4 • 10« KFUi- у 1,2 . 108

У4 • 10°

V 6 108

1,2 • 108*

но так как AFe2= 1,2 • 10в> Nfo = i 10« (см с. 77), принимаем Kfl2= 1,0. Предел выносливое \ и

арпш2 = 434 - 1,0 • 1,0 = 434 МПа.

Коэффициент безопасности (формула 3.56) Sf =~ = 1,75.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 [ 37 ] 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54