Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 [ 34 ] 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54

Таблица 3.56. Предельные отклонения межосевого расстояния в передаче fa (ГОСТ 3675-81)

Сте пень

точ ностп

Межосевое расстояние а, мм

До 80

Свыше 80 до 120

Свыше 120 до 180

Свыше 180 до 2о0

Свыше 250 до 31 о

Свыше 315 до 400

Свыше 400 до 500

Свыше 500 до 630

Свыше 630 до 800

Примечание. Предельные отклонения межосевого расстояния в обработке = 0,75/„.

Таблица 3.56 Предельные смещения средней плоскости в передаче f ГОСТ (3675-81)

Степень точности

Межосевое расстояние о, мм

До 80

Свыше 80 до 120

Свыше 120 до 180

Свыше 180 до 250

Свыше 250 до 315

Свыше 315 до 400

Свьше 400 до 500

Свыше 500 до 630

Свыше 630 до 800

i/, мкм

Примечание Предельные смещения средней плоскости в обработке /хс= 0,75/

диаметра вершин червяка doi в качестве измерительной базы, но с учетом его фактического размера, допуски на наружный диаметр заготовки червяка могут назначаться по /14 или fil4 Если в качестве измерительной базы используется ось червяка, допуск на радиальное биение наружного диаметра заготовки червяка должен составлять часть (0,5 0,7) от предусмотренного по чертежам допуска на радиальное биение витков червяка, принимаемого по табл 3 53

К базовым поверхностям заготовок червячных колес предъявляются такие же требования по точности, как и для цилиндрических колес, поэтому допуски и отклонения, приведенные для заготовок цилиндрических зубчатых колес, используются и для червячных колес Отклонение диаметра вершин зубьев колеса Eia2 и допуски На радиальное биение диаметра вершин колеса Fda2 определяют по

табл 3 43, вариант I. Допускаемое биение базового торца Ft устанавливают по табл 3 48 В связи со спецификой червячных передач к заготовкам червячных колес предъявляются дополнительные требования предельные смещения средней плоскости в обработке (проходящей через ось фрезы) от базового торца fxc = = 0,75/jc, где fx - предельные смещения средней плоскости в передаче (табл 3 56)

Предельные отклонения межосевого расстояния /а и межосевого угла fx при расточке корпуса редуктора приведены соответственно в табл 3 55 и 3 57

Пример. Определить делительную толщину по хорде витка червяка при следующих данных червячная передача с архимедовым червяком 7 - С ГОСТ 3675-81, модуль m = 8 мм; делительный угол подъема витка y = 14°0210", коэффициент смещения червяка х = о, дели-тел1ьный диаметр червяка di= 64 мм; межосе-



Таб.чица 3 57 Предельные отклонения межосевого угла передачи /j, (ГОСТ 3675-81)

7. Наименьшее производственное отклонение толщины витка червяка (формула 3 135)

Ширина зубчатого веица червячного колеса bj ым

Степень точности

6 1 7 1 ч 1 9

До 63

Свыше 63 го 100

Свыше 100 до 160

Свыше 160 до 250

Примечание Предельные отклонения межосевого угла в обработке f- = 0,75/j,

вое расстояние Uw = 192 мм, действительная толщина зубьев фрезы равна номинальной тол-шине витков червяка; диаметр вершин витков червяка используется в качестве измерительной базы без учета его действительных размеров Решение.

1 Номинальная делительная толщина по хорде витка червяка (формула 3 132)

S* = 1,571т cos v= 1,571 .8 - 0,97014 = = 12,1927 мм

2. Высота до хорды витка (формула 3 133)

hai = htm + 0,5s*i tg 0,5arc sm ) ==

= 1- 84-0,5. 12,1927 tgx x(0,5arcs.nll?y) = 8,034 мм.

3 Наименьшее отклонение толщины витка пределяется как сумма двух слагаемых I и П абл. 3 51 и 3 52)

£-= 1.20 + 90 = 210 мкм.

4 При радиальном биении витка червяка = 20 мкм (табл 3 53) и допуске на боковой зор с (табл 3 36) допуск на толщину витка

червяка (табл 3 54) Тг = 45 мкм

5 Допуск на радиальное биение наружного диаметра заготовки червяка (формула 3 138)

Faai = 0,34Т- = 0,34 • 45 = 15 мкм

6. Нижнее отклонение наружного диаметра •заготовки червяка (формула 3 139)

Taai = 0,69Г- = 0,69 • 45 = 31 мкм.

%np = + 0.364f,„,

210+ 0,364. 15 =

= 215 мкм

8 Производственный допуск на толщину витка (формула 3 136)

Т-„р = Т- ~ 0,728Fdai - 0,364Trf„i = = 45 - 0,728 • 15 - 0,364 . 31 = 23 мкм.

9. Действительная делительная толщина по хорде витка червяка, указываемая в чертежах (формула 3 134),

= (s:,~£J-t,„-= (12,1927-

- 0,215) о

023

11,98-0 023 MM

3.14. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЗУБЧАТЫХ И ЧЕРВЯЧНЫХ КОЛЕС

Стальные зубчатые колеса выполняют точеными из круглого проката, коваными, штампованными и литыми. Способ изготовления и конструкция колеса определяются его размерами и серийностью производства

Шестерни часто изготавливают как одно целое с валом (вал-шестерня) Цельная конструкция уменьшает общую стоимость вала и шестерни, увеличивает жесткость вала, что благоприятно сказывается на работе зубчатого зацепления, особенно при консольном расположении одного из колес

Если это оправдано конструктивно, технологически или экономически (например, шестерня из легированной стали, вал - из углеродистой) и расстояние от впадины зуба до шпоночного паза больше 2т для цилиндрических и \,Вти для конических шестерен, шестерни могут делаться съемными.

В единичном и мелкосерийном производстве зубчатые колеса диаметром менее 150 мм выполняют из круглого проката или поковок, а заготовки колес большего диаметра (до 600 мм) - свободной ковкой Такие заготовки обрабатываются по всем поверхностям

В средне-, крупносерийном и массовом производстве при диаметрах до 600 мм колеса изготовляют преимущественно штамповкой.

Штамповка отличается высокой производительностью и максимально приближает форму заготовки к форме готового колеса Для облегчения заполнения металлом и освобождения от заготовки штамп, а следовательно, и заготовка должны иметь соответствующие радиусы закруглений и штамповочные уклоны (~ 5°)



Колеса иилиндринеские

Кобаиьт ipu d «150т

Кобаныеи штатсФаниые

Колеса ксническир кованые


Колеса штые

0*45°

:-- ;

Колеса

бандажиробанные при а SOOmv


Рис. 325 Размеры основных элементов зубчатых колес

Внутренняя поверхность обода, наружная поверхность ступицы и поверхности диска штампованных колес обычно не обрабатываются

Колеса больших диаметров изготовляют обычно литыми, колеса сравнительно тихоходных и малонагруженных передач - литыми и при меньших диаметрах. В индивидуальном производстве колеса больших диаметров выполняют также сварными.

Чугунные колеса, применяемые в тихоходных малонагруженных передачах, наиболее часто открытых, изготовляют литыми. У колес литой конструкции в дисках делают 4...6 отверстий Отверстия служат для крепления колеса при обработке заготовки и позволяют обрабатывать отверстие под вал и наружную поверхность обода с одной установки, а также используются при транспортировке колес При больших размерах отверстий они служат для уменьшения массы колес, в литых колесах - для выхода литейных газов при отливке

В колесах дисковой конструкции симметричное относительно обода колеса расположение диска вовсе не обязательно. Расположение диска у одного из торцов обода позволяет в ряде случаев суш;ественно уменьшить неравномер-

ность распределения нагрузки по ширине венца, а также упрощает технологиюгпозволяет ковать колеса в односторонних подкладных штампах, а в литых колесах упрощает модель и формовку

Выступающая с обеих сторон венца ступи ца дает возможность нарезать колеса только по одному Ступица, выступающая лишь с од ной стороны, позволяет нарездть колеса по два Поэтому если ширина ступицы превышает ширину венца, она часто сдвигается по оси колеса до совпадения ее торца с торцом венца Наконец, при одинаковой длине ступицы и ши рине венца возможно одновременное нарезание нескольких колес.

У ступиц литых колес иногда для облег чения колеса против шпонки делается прилив, что позволяет изготовить остальную часть ступицы более тонкой.

Соотношение размеров основных элементов зубчатых колес приведено в табл. 3.58 и на рис. 3.25.

При диаметрах d > 500 мм тяжело нагруженные колеса могут выполняться бандажи-рованными. Бандаж (обэд) выполняется из легированной стали, центр - из дешевой угле-



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 [ 34 ] 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54