Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 [ 29 ] 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54

Нормы точности на конические зубчатые передачи установлены ГОСТ 1758-81. Построение стандарта, обозначения одних и тех же параметров, количество степеней точности, соотношения уровней точности для каждой степени тождественны ГОСТ 1643-81.

Установлено 12 степеней точности, но в связи с большой трудностью изготовления точных конических передач допуски для 1-3 степеней не приведены. Рекомендации по применению степеней точности в силовых передачах даны в табл. 3.32.

Принципиальный подход к нормированию бокового зазора в конических передачах такой же, как и в цилиндрических, но нормируется значительно меньше параметров.

Как и для цилиндрических передач, установлено шесть видов сопряжений: А, В, С, D, Е, Н.

В приложении к стандарту установлено пять видов допусков по боковому зазору, которым присвоены буквы а, Ь, с, d, h. Рекомендуются те же сочетания видов допусков и видов сопряжений, что и для цилиндрических колес.

Пример условного обозначения точности передачи со степенью точности 7 по всем трем нормам точности с видом сопряжения колес с:

7-с ГОСТ 1758-81.

Пример условного обозначения точности передачи со степенью 7, с гарантированным боковым зазором 400 мкм, не соответствующим ни одному из стандартных видов сопряжения:

7-400 ГОСТ 1758-81.

Пример условного обозначения точности передачи со степенью 8 по нормам кинематической точности, со степенью 7 по нормам плавности работы, со степенью 6 по нормам контакта зубьев, с видом сопряжения В:

8-7-6 В ГОСТ 1758-81.

Нормы точности червячныл цилиндрических передач регламентирует ГОСТ 3675-81.

Стандарт распространяется иа червячные передачи и червячные пары (в случае поставки колеса с червяком без корпуса), устанавливает требования к этим передачам и парам, а также отдельно на червяки и червячные колеса. Принцип построения и многие параметры, нормируемые в передаче, весьма близки к параметрам цилиндрических передач. Как и стандарт на точность зубчатых передач, этот стандарт содержит четыре группы норм, из которых первые три характеризуют степени точности, четвертая - нормы бокового зазора. В отличие

от других видов передач, здесь установлены допуски для всех 12 степеней точности, так как делительные червячные пары могут изготавливаться по самым высоким степеням точности. В табл. 3.35 приведены рекомендации по выбору точности силовых червячных передач.

Таблица 3.35. Рекомендации по выбору степеней точности силовых червячных передач

%

и St."

Обработка

Применение

<: 10

Червяк закален, шлифован и полирован Колесо нарезается шлифо ванными червячными фрезами. Обкатка под нагрузкой

Передачи с повышенными скоростями и малым шумом, с повышенными требованиями к габаритам

<:5

Допускается червяк с НВ <: 350, нешлифованный. Колесо нарезается шлифованной червячной фрезой илн летучкой. Рекомендуется обка1ка под нагрузкой

Передачи средне-скоростные со средними требованиями по шуму, габаритам и точности

<:2

Червяк с НВ <: 350 не шлифованный, колесо нарезано любым способом

Передачи иизко-скоростиые, кратковременно работающие н ручные с пониженными требованиями

Так же, как и в цилиндрических зубчатых передачах, установлено шесть видов сопряжений, обозначаемых А, В, С, D, Е, Н, и восемь видов допусков на боковой зазор - х, у, г, а, Ь, с, d, h. Стандарт рекомендует соответствие видов сопряжений видам допусков и степени кинематической точности (табл. 3.36). Указанное соответствие можно изменять при ис-

Таблица 3.36. Рекомендации по применению норм бокового зазора в червячных передачах

Вид сопряжения

Вид допуска

Диапазон степеней кинематической точности передач

5... 12

5...12

3...9

3...8

1...6

1...6



пользовании еще трех видов допусков х, у, г с более широкими полями.

Более подробные данные о точности зубчатых и червячных передач приведены в соответствующих стандартах.

3.9. ПАРАМЕТРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ БОКОВОЙ ЗАЗОР ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ И ИХ КОНТРОЛЬ

В цилиндрических передачах с нерегулируемым расположением осей боковой зазор между нерабочими профилями зубьев (отсчитываемый по общей нормали) обеспечивается отклонением межосевого расстояния в передаче и смещением исходного контура при нарезании каждого колеса сопряженной пары.

Контроль межосевого расстояния не имеет специфики измерения, характерной для зубчатых передач, и здесь не рассматривается.

Смещение исходного контура контролируют на биениемерах непосредственно от оси вращения колеса с помощью конусного наконечника либо косвенно по толщине зубьев при замере длины общей нормали или толщины зубьев по постоянной хорде.

Гарантированный боковой зазор в передаче обеспечивается при соблюдении соответствия между намеченным для данной передачи видом сопряжения и классом отклонения межосевого расстояния.

Величина минимального гарантированного бокового зазора /„mm для различных видов

сопряжений и предельные отклонения межосевого расстояния fa даны в табл. 3.37.

Косвенный контроль смещения исходного контура приводится ниже.

3.9.1. КОНТРОЛЬ толщины ЗУБЬЕВ ПО ОБЩЕЙ НОРМАЛИ

Длиной общей нормали к двум разноименным активным боковым поверхностям зубьев называется прямая АВ, касательная к основной окружности (рис. 3.22). Номинальная длина общей нормали цилиндрических прямозубых колес при а = 20°

Wj= (W"+ 0,684x)m, (3.101)

где w- длина общей нормали при /п = 1,0 выбирается по числу зубьев колеса z и числу зубьев 2„, охватываемых при измерении (табл. 3.38); X - коэффициент радиального смещения; т - модуль зацепления.

Действительная длина общей нормали, указываемая в рабочих чертежах, отличается от номинальной на величину наименьшего отклонения средней длины общей нормали и на величину допуска.

Для прямозубых колес внешнего зацепления

W==(Wi- ewms)-Twm: (3.102)

где ewms - наименьшее отклонение средней длины общей нормали; twm - допуск на среднюю длину общей нормали.

Для колес с внутренним зацеплением

W = (Wi + ewms)+Twin-

Таблица 3.37. Гарантированный боковой зазор и предельные отклонения

межосевого расстояния fa, мкм (ГОСТ 1643-81)

§

§8

Зой Й о и

W а о.

гг го а

Межосевое расстояние а, мм

са о о «

а> о Э< So

ocsi

э <

§

т о о

id <d О Э<

2о до ою

Bog шоо

о со -.

а»

Еоо Зою

«

Я Е D С В А

fV V VI

/птш

0 30 46 74 120 190

0 35 54 87 140 220

0 40 63 100 160 250

0 46 72 115 185 290

0 52 81 130 210 320

0 57 89 140 230 360

0 63 97 155 220 400

0 70 ПО 175 580 440

0 80 125 200 320 500

0 90 140

230 360 560

0 105 165 260 420 660

0 Г25 195 - 310

500 780

Н, Е D С В А

I и /II

IV V VI

±10 rtl6 ±22 ±35 ±60 ±100

±11 ±18 ±28 ±45 ±70 ±110

±12 ±20 ±30 ±50 ±80 ±120

±14 ±22 ±35 ±55 ±90 ±140

±16 ±25 ±40 ±60 ±100 ±160

±18 ±28 ±45 ±70 ±110 ±180

±20 ±30 ±50 ±80 ±120 ±200

±22 ±35 ±55 ±90 ±140 ±220

±25 ±40 ±60 ±100 ±160 ±250

±28 ±45 ±70 ±110 ±180 ±280

±35 ±50 ±80 ±140 ±280 ±350

±40 ±60 ±100 ±160 -*-250 ±400




Рис 3 22 Схема замера длины общей нормали зубьев цилиндрических колес

о -пр™оз>бых б - косозубых (сеченне зубьев колеса плоскостью, касательной к основному цилиндру)

Наименьшее отклонение средней длины общей нормали по ГОСТ 1643-81

Ems = {Em + 0,35 fr) 0.684, (3.103)

где ehs - наименьшее дополнительное смещение исходного контура (табл. 3.39): fr-допуск на радиальное биение зубчатого венца (табл. 3.40).

Допуск на среднюю длину общей нормали (в тело колеса)

(Гд - 0,70 f.) 0,684. (3.104)

Здесь Тн - допуск на смещение исходного кон-тра (табл. 3.41).

Для расчета длины общей нормали цилиндрических косозубых и шевронных колес используется табл. 3.38, но число зубьев проверяемого косозубого или шевронного колеса принимается не фактическое z, а условное 2к, при этом

г„=Кг. (3.105)

Значения коэффициента К для расчета условного числа зубьев приведены в табл. 3.42.

Условное число зубьев Зк обычно получается не целое, поэтому вводится поправка W„, определяемая дробной

117„ = 0,0149 (2fc-2,), (3.106)

где 2т- целая часть условного числа зубьев 2к.

Таблица 3.38. Длина общей нормали W цилиндрических зубчатых колес при дс = О, а - 20° и m = 1 мм

18 19 20 21

22 23 24 25

44 45 46 47 48 49 50 51 52

53 54

4,5822 5963 6103 6243 6383 6523

7,6184

6324 6464 6604 6744 6884 7024 7165 7305

10,6966 7106 7246 7386 7526 7666 7806 7946 8086

13,7748

7888 8028 8168 8308 8448 8588 8728

16,8530 8670 8810 8950 9090 9230 9370 9510 9650

19,9311

9452

55 56 57 58 59 60 61

71 72 73 74 75 76 77 78 79

80 81 82 83 84 85 86 87

89 90 91 92 93 94 95 96 97

19.9592 9732 9872

20.0012 0152 0292 0432

23.0093 0233 0373 0513 0653 0794 0934 1074 1214

26.0875 1015 1155 1295 1435 1575 1755 1855 1995

29.1657 1797 1937 2077 2217 2357 2497 2637 2777

32.2438 2558 2718 2858 2998 3139 3279 3419 3559

12 35.3320

99 100 101 102 103 104 105 106

107 108 109 ПО 111 112 ИЗ 114 115

116 117 118 119 120 121 122 123 124

125 126 127 128 129 130 131 132 133

134 135 136 137 138 139 140 141 142

35.3360 3500 3640 3780 3920 4060 4200 4330

38.4002 4142 4282 4422 4562 4702 4842 4982 5122

41.4784 4924 5064 5204 5344 5484 5624 5764 5904

44.5566 5705 5845 5985 6126 6266 6406 6546 6686

47,6347 6487 6627 6767 6907 7047 7187 7327 7467

Следовательно, номинальная длина общей нормали некорригированных косозубых и шевронных колес

W, = (W" + W„)m, (3.107)

где w- часть длины общей нормали, определяемой целой частью 2t условного числа зубьев 2к (табл. 3.38).

Измерение толщины зубьев по длине общей нормали имеет преимущество перед из-



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 [ 29 ] 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54