Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [ 19 ] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54


Рис. 3. 9. Форма зубьев конических колес

тельного и впадин совпадают. Высота ножки зубьев пропорциональна конусному расстоянию. Эта форма зубьев является основной для прямозубых и косозубых передач. Ее применяют также ДЛИ передач с круговыми вубьйми при т= 2...2,5 мм; 60...650 мм; р„= 0...45°;

гс= 20... 100. ,

Форма II - понижающиеся зубья, у которых вершины конусов делительного и впадин 16 совпадают. Ширина дна впадины постоянна, 1 толщина зуба по делительному конусу растет фопорционально расстоянию от вершины. Эта юрма позволяет обработать одним инструмен--ом одновременно обе поверхности зубьев. Она является основной для колес с круговыми зубья-и при /я„= 0,4...25 мм; 6...700 мм;

.„=0...15° (допускается р„ до 45°); Zc= 24... 00.

Форма III - равновысокие зубья, у которых образующие конусов делительного, впа-1ИН и вершин параллельны. Применяется для чругоБЫх зубьев при т„= 2...25 мм; Rm~ = 75...750 мм; р„= 25...45°; гс< 40.

Для конических прямозубых колес формы I обычно стандартным принимается внешний жружной модуль trifg. У колес с круговыми 5убьями стандартным выбирают средний нор-чальный модуль т„.

Соотношение между этими модулями следующее:

т„ = m,. (l - 0,5 ) cos р„. (3.4)

При расчете по внешнему окружному мо-улю коэффициент ширины венца берется по ца-ужному конусному расстоянию

iipH расчете по среднему нормальному модулю - по среди ему конусному расстоянию

Соотношение между коэффициентами ширины следующее:

Округление модуля до стандартного значения для конических колес, в отличие от цилиндрических, необязательно, так как это не связано с необходимостью в специальном инструменте.

в конических колесах применяется высотная коррекция, при которой Xi+ 0.

В соответствии с рекомендацией ЭНИМСа для прямых, косых и круговых зубьев коэффициенты высотной коррекции

= = 2(1

(3.6)

Высотная коррекция выравнивает удельные скольжения зубьев шестерни и колеса. Одновременно при этом исключается подрезание зубьев и увеличивается изломная прочность зубьев шестерни.

Совместно с высотной коррекцией в системе ЭНИМС при и > 2,5 применяется также тангенциальная коррекция, с помощью которой изменением толщины зубьев шестерни и колеса выравнивается их изгибная прочность. Рекомендуемые коэффициенты тангенциального смещения Хт даны в табл. 3.8.

Таблица 3.8. Коэффициенты тангенциального смещения л: по системе ЭНИМСа

Передаточное число и

Угол спирали

§

е°

К §

0...1S 15...30 30...40 38...40

0,02 0,03 0,04

0,03 0,05 0,06

0,05 0,08 0.08

0,06 0,10 0,12

0,08 0,12 0,16 0.16

0,09 0.14 0,18 0,18

0,10 0,16 0,20 0,22

(zi = 7)



Таблица 3.9. Основные размеры передач с ковическими зубчатыми колесами при X = 90, x = Xi-i-+ JTj = О, Л* = 1, а., = 20° (форма зуба I)

При р„ Ф 0° д:,


Число зубьев плоского колеса

2. = Kгf + г

Ширина зубчатого

b <: \Qmfe

венца

Внешнее конусное

расстояние

Среднее конусное

Rm=Re~ 0,56

расстояние

Диаметр внешней

делительной (началь

ной) окружности

колеса

шестерни

dei ~ dizi - rrifZi

Средний делительный

диаметр

шестерни

dmi = m„z,/cos f,m

колеса 5 ,

dma = тп2 Jcos P,

Глубина захода

Ke = 2m,e COS ni

Радиальный зазор

с = 0,2mte

Высота зуба у торца

K = + c

Высота головки зуба

у торца

haei

haei = Ще( + -«1 X X cosp„)

шестерни

колеса

hae2.

haez ~ h -

Высота ножки зуба

у торна

fei = le~haei

шестерни

колеса

fe-i

Угол делительного

конуса

шестерни

колеса

62 = 90° -6,

Окончание табл. 3.9

Параметр

Обозначение

Расчетная формула

Угол ножки зуба шестерни

колеса Угол ионуса вершин

шестерни

колеса Угол конуса впадин

шестерни

колеса

Внешний диаметр вершин

шестерни

колеса Толщина зуба по внешней делительной окружности

шестерни

колеса

Расстояние от верши ны до плоскости внеш ней окружности вер шин зубьев шестерни

колеса

°f2

"f2

даг = 6, -f

= 2 -}- 0,,

= 6«-e

daei = del + "ei COS 6, 4>e2 = dez + ae2 COS 6

Set = {1,571 + 0,728x1+. 5й = (1,571--0,728лгг4-

haeiX

B, = Rg cos 6, -X sin 6, B2 = Re cos 62 - hae2 X X sin 62

Угловая коррекция в конических колесах практически не применяется, так как суммарное смещение исходного контура Xi+ Х2=ф0 приводит к изменению межосевого угла 2.

Формулы для геометрического рас?чета конических колес приведены в табл. 3.9 (форма I) и табл. 3 10 (форма II)

Коэффициент торцового перекрытия зубьев конических колес определяют по тем же заьи-

СИМОСТЯМ, что и для цилиндрических, но ПС

эквивалентному числу зубьев-

г, 22

~6i =2-cos б

(3.7)

Приближенные значения Ец для кол ее с прямыми и круговыми зубьями можно принять из табл. 3 11.

Коэффициент осевого перекрытия

*иЛ1Р2

nRmtnte

(3.8)



Таблица 3.10. Основные размеры передач с

коническими зубчатыми колесами при 2 = 90°, a;j. = = х«+хп2 = 0, =1. «„=20° (форма зуба II)

Параметр

Обозначение

реднее конусное рас ояние

!нешнее конусное )асстояние вешний окружной одуяь

)Ысота головки зуба осредине венца

шестерни

колеса Окружная толщина \ба в среднем нор

1Льном сечении

колеса""

шестерни

Промежуточная рас-етная величина )преЯеляется при О и округляется

до целого числа,

кратного 10

"умма углов ножек \бьев шестерни колеса

гол ножки зуба шестерни

колеса Поправка высоты головки зуба при пере ходе на внешний конус

шестерни

колеса

Наибольшая высота головки зуба

шестерни

колеса Наибольшая высота зуба

Расчетная формула

»~2 COS P„

= (1 + Ani) m„

Snmi = 3,142m„ - Snmi

s„«i = (1.571 + + в,72«л:„1 + rtln

, где

q = 29673 tgP„ 2ci sin P --

При rri 0, ej- =

= acosecP„ При p„ = 0, e,s = 29673

Or, =

6,2 =

Mo, = 0,56ц, tge2

Д/1й2 = O.Sbcj, tg Of,

1е=2л<г + с+Д/г„ +

Таблица 3.11. Приближенные значения е для конических колес

Примечание. Значения 6, бо, деляют так же, как при форме 1 ; цовой головки (1,5 . . . 2,3)

Формула может быть преобразована: для расчета по т,

f, de, dae, В опре-

диаметр рез-

(3.9)

число 1убьев 1

£

Число зубьев

<ij= II

о -

. ОО

: о В g D

о"

О

1,16

1,24

1,59

1,1S

1.50

20-21

1.25

1,60

1,19

1,51

1,26

1,62

1,20

1.53

23-24

1,27

1.64

1.21

1.54

1,28

1.65

1.22

1.55

26-27

1,29

1.65

1,23

1,57

1,30

1,66

1,23

1.58

29-30

1,31

1,68

для расчета по т„ Коэффициент перекрытия

(3.10) (3.11)

3.5. МАТЕРИАЛЫ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, СПОСОБЫ УПРОЧНЕНИЯ И ОТДЕЛКИ ЗУБЬЕВ

Расчет и проектирование зубчатых передач начинается с выбора материала и его термической (химико-термической) обработки. Основными материалами для высоконагруженных зубчатых колес являются термически обрабатываемые стали

В малоответственных открытых передачах могут быть использованы чугунные колеса, они характеризуются меньшей склонностью к заеданию (надежно работают в условиях обедненной смазки), обладают хорошими литейными свойствами, хорошо обрабатываются. Однако зубья чугунных колес плохо воспринимают ударные нагрузки и не допускают изготовления колес с большой шириной.

Неметаллические материалы применяются для несиловых, специальных передач, к которым предъявляются требования коррозионной стойкости, бесшумности и плавности работы.

Выбор материала и способов упрочнения зубьев производится с учетом эксплуатационных требований, технологических возможностей и экономических соображений.

Стальные колеса. Сталь для заготовок колес может поставляться в виде проката, поковок



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [ 19 ] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54