Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33


Рис. 12.20. Пример применения схем н монтажа очистных устройста и трубопроводов

ш ш

управления станками, прессами н литейными машинами, рекомендуется следующая схема установки очистных устройств: групповой фильтр-влагоотделитель 21 типа В41-1, фильтр тонкой очистки 30 типа П-В, осушитель 28 типа П-0.

Для струйных устройств после устройств очистки устанавливают эжектор 31.

12.2. СМАЗКА ПНЕВМАТИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ

Одним из важнейших средств повышения надежности пневматических устройств является обеспечение оптимального режима смазывания их трущихся поверхностей. Смазка трущихся поверхностей пневматических устройств снижает трение покоя и движения в 2-5 раз, скорость износа в 1,5-2,5 раза, коррозии в десятки раз.

Смазочные системы, используемые для подачи смазочного материала к трущимся поверхностям устройств, классифицируют по следующим основным признакам:

по виду смазочного материала - с жидким или пластичным смазочным материалом;

по виду подачи жидкого смазочного материала к поверхностям трения - капельная, струйная, аэрозольная; под капельной, струйной и аэрозольной смазочными системами понимают системы с яшдкнм смазочным материалом, в которых масло к поверхностям трения подается соответственно в виде капель, образую-386

щихся под действием гравитационных сил, в виде струи и масляного тумана, создаваемого распылением смазочного материала струей воздуха;

по способу дозирования подачи смазочного материала - объемного илн дроссельного дозирования; в системе объемного дозирования количество масла, подаваемого к поверхностям трения, зависит от рабочего объема смазочного насоса или питателя, а в системе дроссельного дозирования - от степени дросселирования потока смазочного материала;

по характеру подачи смазочного материала - непрерывной подачи (система обеспечивает постоянную подачу смазочного материала во время работы устройства) и периодической подачи (подача смазочного материала обеспечивается во время работы устройства периодически);

по числу пневматических устройств (пар трення), к которым подается смазочный материал - индивидуальная и централизованная;

по возможности контроля подачи смазочного материала - с неконтролируемой подачей, с автоматическим и визуальным контролем;

в зависимости от степени автоматизации процесса подачи смазочного материала - ручные и автоматические.

Основными элемента.ми смазочных систем являются смазочные нагнетатели, аппараты и емкости.

Смазочные нагнетатели по назначению и конструктивной схеме подразделяют на смазочные насосные агрегаты и станции, смазочные и заправочные шприцы. Насосные агрегаты и станции предназначены для автоматической, а шприцы для ручной подачи смазочного материала в устройства и резервуары смазочных аппаратов и емкостей. Конструкции и технические характеристики серийно выпускаемых смазочных нагнетателей приведены в работах [6, 7].

С.иазочные аппараты - это смазочные питатели, маслораспылители и пресс-масленки.

Смазочные питатели предназначены для подачи смазочного материала к одной или нескольким парам трения пневматического устройства определенными порциями. На рис. 12.21, а показана схема устройства и работы смазочного питателя с подачей смазочного материала от централизованной смазочной системы. При вк.чюченном гидрораспределителе Р смазочный материал через отверстие Б поступает в полость над распределительным золотнико.м 3, перемещает его в крайнее нижнее положение и через канал 7 проходит в полость над поршнем 4 и заполняет ее. При переключении гидрораспределителя Р масло из смазочной системы через отверстие А поступает под золотник 3, перемещает его в крайнее верхнее положение и через канал 2 проходит в полость под поршнем 4. При этом поршень 4 выдавливает находящийся над ним смазочный материал через каналы 7 и 5 и обратный клапан К. в полость пневмоцилиндра Ц. Последующие переключения гидрораспределителя приведут к повторению цикла. Количество смазочного материала регулируется с помощью винта 6, завинченного в трубку визуального контроля 5. Управление гпдрораспределителем Р может быть ручным, от кулачка, электрическим, пневматическим н т. п.

Для обеспечения надежной подачи смазочного материала к трущимся поверхностям пневматических устройств давление в централизованной смазочной системе должно быть выше давления в сети.

На рис. 12.21, б, в приведены принципиальные схемы с шариковыми питателями, обеспечивающие подачу смазочного материала при срабатывании пневматического устройства. В схеме, изображенной на рис. 12.34, б, смазочный материал пз централизованной смазочной системы поступает в питатель П, наполняя камеру Б при сообщении полости А пневмоцилиндра Ц с атмосферой. При этом под действием давления шарик / перекрывает отверстие 2. При подаче давления в полость А шарик 1 перемещается вверх, отсекая камеру Б от смазочной системы, и порция смазочного материала поступает в полость А.

На рис. 12.21, в показана схема с шариковым питателем П, смазочный материал к которому подается из емкости М, находящейся под давлением воздуха. Как и в предыдущей схеме, зарядка питателя П смазочным материалом происходит при сообщении штоковой полости пневмоцилиндра Ц с помощью пневмораспределителя Р с атмосферой, а подача смазочного материала в пневмоцилиндр - прн сообщении его с магистралью.




Для обеспечения надежной подачи смазочного материала усилие, развиваемое давлением в смазочной системе на шарик питателя, должно быть меньше суммарного усилия пружины и давления сжатого воздуха в штоковой полости цилиндра. Питатели рекомендуется располагать выше уровня цилиндра и подсоединять непосредственно к его полости или входному штуцеру.

Маслораспылители обеспечивают подачу в пневматические устройства распыленного жидкого смазочного материала. По принципу подачи смазочного материала из емкости в поток сжатого воздуха маслораспылители могут быть эжек-торного и фитильного типов.

В маслораспылителях эжекторного типа подача смазочного материала (минеральных масел) обеспечивается при условии: &р > Ушг где &р - разность между значениями давления в емкости маслораспылителя и давления в месте ввода минерального масла в поток сжатого воздуха; - удельный вес минерального масла; Н - высота, на которую необходимо поднять столб минерального масла над его уровнем в емкости.

В маслораспылителях фитильного типа подача смазочного материала в зону распыления происходит в основном за счет сил, действующих в капиллярах пористого стержня.

Для подачи смазочного материала к трущимся поверхностям устройств наибольшее применение в отечественной и зарубелшой практике получили маслораспылители эжекторного тппа с однократным распылением смазочного .материала (рис. 12.21, г).

Выпускают также маслораспылители эжекторного типа с двукратным распылением смазочного материала. Характерным отличием этой конструкции масло-распылителей является принцип отвода распыленного масла. В маслораспылителях однократного распыления все масло, поступившее в зону распыления, уносится потоком сжатого воздуха в систему, а в маслораспылителях двукратного распыления поток воздуха с распыленным маслом проходит через резервуар, где крупные частицы масла осаждаются, а мелкораспыленное масло поступает к выходному отверстию. Подачу масла регулируют с помощью дросселя / (рис. 12.21, д), изменяющего перепад давления между полостями резервуара и под колпачком.

Повышение стабильности подачи масла при изменении расхода воздуха достигается применением специального устройства (рис. 12.21, г), обеспечивающего автоматическое изменение площади канала при изменении расхода воздуха и поддерживающего постоянной скорость потока воздуха в канале эжекторного сопла. Однако при понижении уровня масла в резервуаре маслораспылителя его подача в зону распыления уменьшается. Этот недостаток особенно характерен для маслораспылителей со значительной высотой резервуара.

На рис. 12.21, е показана конструкция устройства для поддержания постоянства высоты всасывающего столба масла при изменении его уровня в резервуаре. Устройство состоит из трубок 2 и 3, по которым сжатый воздух транспортирует масло в емкость откуда оно поступает в зону распыления.

В последнее время для устройств с малой величиной хода и расположением пх па разных по уровню частях станков и машин в отечественной и зарубежной практике находят применение смазочные питатели импульсного действия.

Подача смазочного материала устройствами этого типа происходит следующи.м образом.

При подаче воздуха из магистрали в резервуар (рис. 12.21, ж) масло по трубке / поступает под клапан 3, установленный с зазором в корпусе 2. Масло в полость цилиндра через отверстие 5 подается в момент, когда клапан занимает промежуточное положение между верхним и нижним седлами, ограничивающими его ход. Полость цилиндра в это время сообщена с атмосферой. Настройка величины подачи масла обеспечивается регулированием усилия пружины 4 с помощью винта 6, что изменяет время перемещения клапана от нижнего к верхнему седлу.

В одной пневмосистеме может быть смонтировано несколько питателей, что обеспечивает подачу смазочного материала к отдельно расположенным пневматическим устройствам.

Для подачи смазочного материала в индивидуальных смазочных системах с помощью нагнетателей применяют пресс-масленки по ГОСТ 19853-74, встроенные в устройства.



Рекомендуемые смазочные системы и устройства (смазочный материал - жидкий)

Пневмоустройства

Пневмомоторы и пневмоинструмент с встроенным распределителем

Режим работы пневмоустройств

Тип смазочной системы

Тип устройстза нопачи смазочного материала

Непрерывный до 120 включ/мнн

Пневмомоторы реверсивные с дистанционным расположением распределителя реверса

До 60 включ/мнн

Пневмоцилиндры, иеполноповоротные двигатели и другие устройства циклического действия

Распределители, тормозные дроссели, обратные, редукционные и другие клапаны

Свыше 60 включ/мнн

> 2

<2

До 4 включ/мнн

> 2

<2

От 4 до 60 включ/мнн

> 2

Маслораспылители Смазочные питатели

Смазочные питатели

Автоматическая,

непрерывной подачи с дроссельным или объемным дозированием

<2

Свыше 60 включ/мнн

До 60 включ/мин

Маслораспылители, смазочные питатели

Смазочные питатели

Маслораспылители, смазочные питатели

Смазочные питатели

Маслораспылители, смазочные питатели

То же с изменением направления подачн сжатого воздуха при работе

До 60 включ/иии

Свыше 60 включ/мии

> 2

<2

То же

Пневмоустройства всех типов

Смазочные питатели

Кратковременный до 1 включ/ч •

Ручная, реже автоматическая с периодической пли непрерывной подачей

Напорные наливные масленки, пресс-мас-лепки, ширины, маслораспылители, смазоч1[ые питатели

Примечания: viv - отношение объема рабочей полости пневмо-

?ренне!,"?о*емС"п;;°"°™,Р° <=У«3=Р""й объем за одни цикл включения) к вну-объему подводящих трубопроводов от пневмораспределителя до вхол-пого отверстия пневмодвигателя); Vp/l/y - отношение объема сжатого воздуЙ, проходящего через проточное ПУ, к объему сжатого воздуха в подволяшей пнев-оТерстия°;рГочн?о"пГ" """«"" --«-огоматрГлГдГвдиоо

* Смазочный материал - жидкий и пластичный.

С.иазочные емкости. Для смазывания ряда устройств применяют безнапорные фитильные а с запорной иглой масленки, а также напорные наливные масленки, обеспечивающие периодическую подачу смазочного материала при завинчивании колпачковой гайки, или при сообщении питателя / с пневмоприводом через пневмораспределитель 2 с питанием (рис. 12.21, э).

Выбор смазочных устройств и систем. Большое разнообразие промышленных ппевмосистем и объектов их применения не позволяет дать рекомендации по выбору смазочных устройств и систем для всех случаев, вследствие чего эти рекомендации могут быть приведены только для типовых пневматических устройств.

В табл. 12.17 указаны области предпочтительного применения смазочных устройств и систем для наиболее широко используемых в про.мышленности пневматических устройств.

При выборе конкретных типов смазочных устройств и систем из рекомендуемых в табл. 12.17 необходимо учитывать: тип, число, расположение и режим работы пневмоустройств в пнев.чосистеме; требования к надежности и периодичности обслуживания пневмосистемы; требования к расходу смазочного материала; технические характеристики, стоимость смазочных устройств и т. п.

Ниже приведен ряд рекомендаций по областям предпочтительного применения различных типов устройств подачи смазочного материала.

I, Маслораспылители однократного распыления надежны и просты в эксплуатации, что позволяет использовать их для подачи смазочного материала в пневмоустройства различных типов. Однако при режимах работы, расположении и параметрах пневмоустройств, указанных в п. 2, их не рекомендуют к применению, так как они не обеспечивают надежного смазывания устройств. Техническая характеристика серийных маслораспылителей однократного распыления приведена в табл. 12.18.

Типовые схемы установки маслораспылителей для пневмомоторов и пневмо-инструмента приведены на рис. 12,22, а, б; для пневмодвигателей циклического действия на рис. 12.22, е, ж; для проточных пневмоустройств на рис, 12.22, к, л. При постоянном расходе воздуха место установки маслораспылители не оказывает существенного влияния на работу маслораспылителя. Однако при малой скорости течения сжатого воздуха в трубопроводах смазочные масла перемещаются только под действием гравитационных сил, вследствие чего рекомендуется монтировать трубопроводы с уклоном в сторону смазываемых пневмоустройств.

Таблица 12.18

Техническая характеристика маслораспылителей однократного (В44-1) н двухкратного (В44-2) распыления

Парамстр[,

са 25

Условный проход, мм .......

Давление, МПа:

номинальное ..........

минимальное .........

Расход воздуха при давлении 0,4 МПа, м/мип:

максн.мальный.........

минимальный .........

Потеря давления при макси.мальном

расходе МПа, не более ......

Пропускная способность К, л/мин Диапазон регулирования подачн масла при постоянном расходе воздуха, капл/мин:

максимальном .........

минимальном .........

Полезная емкость резервуара для

масла, см ............

Долговечность, ч .........

Масса, кг.............

16 1,0

16 0,63

1,25

0,025

0-40 0-15

0 - 40

еооо

5000

1,00

1,00

1,64

1,00

1,00

1,64



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33