Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Таблица 2. 6

Основные параметры шестеренных пнеьмомоторов

Мотор

Косозубый

Шевронный

Номинальная

мощность (предельное отклонение

+ 12 %), кВт

.4,0

10,0

11,0

15,0

18,5

22,0

30,0

16,0

18.5

22.0

30,0

37,0

45,0

55,0

Номинальная частота вращения выходного вала. С" (об/мин)

Номинальный удельный

расход воздуха, м/мнн кВт

Условный проход присоединяемой арматуры, мм

50 (3000)

16,7 (1000); 25 (1500): 32 (1920)

12,5 (750); 16,7 (1000); 25 (1500); 50 (3000)

1.13

0,97


Рис. 2.21. Схема пневмомотора

пластинчатого

В табл. 2.6 приведены основные параметры шестеренных пневмомоторов по ГОСТ 10736-71 при давлении сжатого воздуха па входе в пневмомотор 0,4 МПа без глушителя шума На выхлопе.

Для пневмомоторов со встроенным воздухораспределителем реверса допускается снижение мощности до 8% и увеличение удельного расхода воздуха до 12%; для пневмомоторов с редукторами (кроме червячных) допускается снижение мощности и увеличение удельного расхода воздуха до 5% номинальных значений.

Пластинчатые (ротационные) моторы работают с частичным расширением сжатого воздуха II частичным обратным сжатием.

На рис. 2.21 показана схема самой распространенной конструкции пластинчатого мотора. Он состоит изэксцентрично расположенных статора / и ротора 2. В продольных пазах ротора перемещается несколько пластин 3. Статор с торцов закрывается крышками, в которых имеются отверстия для подвода и выхлопа воздуха. Участок ВВ является впускным, а участок СС - выхлопным. При движении пластины а от точки А по направлению к впускному отверстию она преодолевает сопротивление сжатого воздуха. Как только пластина а пройдет кромку В, давление по обе ее стороны уравнивается и сохраняется до тех пор, пока она не пройдет кромку В. Тогда давление сжатого воздуха на пластину с рабочей стороны (со стороны впускного отверстия) начинает превышать давление с другой стороны, и усилие, возникшее вследствие разности давлений, создает крутящий момент, направленный по часовой стрелке.

На рис. 2.22 показана конструкция, а в табл. 2.7 приведены основные параметры нереверсивных пластинчатых пневмомоторов по ГОСТ 16850-71 при давлении сжатого воздуха на входе 0,4 МПа и выхлопе отработанного воздуха из мотора в атмосферу (без глушителя). Значения параметров моторов при других значениях давления на входе и противодавления на выхлопе указаны в табл. 2.8.

Статор 3 пневмомотора (см. рис. 2.22) закрыт с торцов крышками 2 и 5, в которых установлены шарикоподшипники, являющиеся опорами ротора 1 с выходным валом. В пазах ротора перемещаются текстолитовые пластины 4. Принудительное поджатие пластин к статору обеспечивается центробежными


Рис. 2.22. Нереверсивный пластинчатый пиевмомотор:

I - начало впуска; II - конец впуска; III - начало выхлопа; IV - конец выхлопа



Таблица 2.7

Основные параметры нереверсивных пластинчатых пневмомоторов прн давлении воздуха на входе 0,4 МПа

Номи-

Номи-

нальная

Частота

Расход

нальная

Частота

Расход

мощ-

Число

враще-

воздуха.

мощ-

Число

враще-

воздуха.

ность.

плас-

ния, с-

м/мни

ность.

плас-

ния, с~

ммин.

тин,

(предель-

(предель-

тин.

(предель-

(предель-

(предель-

ное от-

ное от-

(предель-

ное от-

ное от-

ное от-

клонение

клонение

ное от-

клонение

клонение

клонение

±15 %)

-МО %)

клонение

±15 %)

-ЫО %)

-10 %)

-10 %)

0,09

0.12

1,10

0.18

0.25

0,37

1,50

0,55

1.80

0.75

2.20

2.65

силами и давлением сжатого воздуха, подводимым через специальные каналы, просверленные в роторе. Подвод воздуха к рабочей камере может быть боковым (в плоскости, перпендикулярной оси статора) и торцовым (канал со стороны торца мотора). Боковой подвод воздуха предпочтительнее, так как сечение впускных каналов в этом случае больше, что значительно снижает потери давления при подаче сжатого воздуха в рабочую камеру [14].

Таблица 2.8

Основные параметры реверсивных пластинчатых пневмомоторов при разных значениях давления воздуха на входе

5 Ё в Доя

1 п

си , сз t-

5 сЬ

m та ж р-с S н ffl

Мощность

Частота

вращения

Расход воздуха

, -г "

ш , счС

Э S

Sgg С =: н

Мощность

Частота вращения

Расход воздуха

% номинального значения

% номинального значения

0,05

60 40

80 65

75 65

0,05

0,15

140 ПО 90 70

НО 100 90 80

120 НО 100 90

0,05 0,1

100 75 60

100 85 75

100 90 85

0,63

0,05

0,15

220 190 170 150

140 120 100 80

165 150 140 130


Рис. 2.23. Схема радиально-поршневого мотора Рис. 2.24. Пятицилиндровый поршневой мотор

Пластинчатые моторы обладают рядом достоинств по сравнению с другими типами моторов: высокой энергоемкостью (при одинаковой мощности пластинчатые .моторы имеют меньшую массу и меньшие размеры), простотой конструкции, плавностью крутящего .момента. Недостатки пластинчатых моторов: значительные утечки; повышенное трение, в связи с этим быстрый износ пластин; сильный шум и большой расход смазочного материала.

Указанные качества четко определили облас1Ь применения пластинчатых моторов: они выгодны лишь там, где крайне ограничены размеры и масса. Поэтому наиболее широко их используют для привода ручного пневматического инструмента: сверлильных машин, ключей, гайковертов, щеток напильников, ножниц и др. Моторы применяют как с редуктором, так и без него, в зависимости от того, какая нужна выходная скорость инструмента. Пластинчатые моторы используют также для привода пневматических талей и других подъемных устройств.

Поршневые моторы подразделяют на радиально-поршневые с поршнями, движущимися перпендикулярно оси выходного вала, и аксиально-поршневые с поршнями, движущимися параллельно оси выходного вала. Наибольшее распространение получили радиально-поршневые моторы.

Обычная схема радиально-поршневого мотора (рис. 2,23) представляет собой кривошипно-шатунный механизм с поршнем 2, движущимся в рабочем цилиндре /, шатуном 3 и коленчатым валом 4, являющимся выходным звеном. В рабочий цилиндр сжатый воздух подается распределительным золотниковым меха-низ.мом 8, который приводится в движение от выходного вала через шестерни 5, 6 и шатун 7. Сжатый воздух через золотник поступает в цилиндр и перемещает поршень вниз. Распределитель выполнен таким образом, что примерно на 5/8 длины полного хода поршня полость цилиндра разобщается с впускным каналом. После «отсечки» поршень перемещается вследствие расширения за.мкиутого объема воздуха. При обратно.м ходе поршня золотник сообщает рабочую полость с атмосферой. В момент, когда поршень находится на некоторо.м расстоянии от конца хода, золотник перекрывает выходной канал и при дальнейшем движении поршня происходит сжатие оставшегося воздуха. Таким образом, поршневой мотор работает с частичным расширением сжатого воздуха и с частичным обратным сжатием. Поршневой мотор .можно изготовить с переменной степенью наполнения. Что позволяет регулировать величину крутящего момента. Это достигается изменением фазы распределения (подачи сжатого воздуха) в рабочую



Таблица 2.9

Основные параметры радиально-поршневых пневмомоторов при давлении сжатого воздуха на входе 0,4 МПа н номинальной частоте вращения выходного вала 750 с~

камеру. В поршневых моторах применяют распределители двух типов - золотниковые и осевые (крановые).

Поршневые моторы, как правило, изготовляют многоцилиндровыми. По способу расположения цилиндров они подразделяются на: звездообразные - с расположением цилиндров по радиусам в одной плоскости; рядные - с расположением цилиндров параллельно друг другу; V-образные - с расположением цилиндров под углом друг к другу. Получили также распространение моторы с поршнями двустороннего действия, в которых сжатый воздух подводится к обеим сторонам поршня. Одноцилиндровый мотор двустороннего действия можно рассматривать как двухцилиндровый мотор одностороннего действия, у которого совмещены оба цилиндра и поршни.

На рис. 2.24 приведена конструкция пятицнлиндрового поршневого мотора. В радиальных расточках корпуса 9 установлены пять (в других моделях - четыре) рабочих цилиндра 7. Каждый поршень 6 имеет уплотнительные кольца и палец 10, на котором смонтирована головка шатуна 5. Нижняя часть шатуна на роликах посажена на шейку кривошипа, остальные шатуны шарнирно связаны с шатуном 5. Коленчатый вал мотора состоит из кривошипа И, выходного вала 12 и противовеса 2, соединенных с кривошипом сегментными шпонками. Опорами коленчатого вала служат три шарикоподшипника. С противовесом 2 с помощью штифта 3 соединена распределительная ось 4. Трущиеся поверхности мотора смазываются маслом, которое заливается в картер через отверстие, закрытое пробкой /, и разбрызгивается вращающимся кольцом 8.

В табл. 2.9 приведены основные параметры радиально-поршневых моторов по ГОСТ 10736-71 при давлении сжатого воздуха на входе 0,4 МПа без глушителя шума на выхлопе.

Типичная конструкция аксиально-поршневого мотора с одноступенчатым редуктором представлена на рис. 2.25. В расточках блока цилиндров 2 помещены поршни 3, связанные шатунами 4 с наклонной шайбой 5. Распределительная ось выполнена за одно целое с крышкой /, имеющей отверстия подвода и отвода воздуха. Сжатый воздух по одному из каналов А подводится в рабочие цилиндры. Усилие от давления сжатого воздуха на поршни через шатун передается на наклонную шайбу 5. Тангенциальная составляющая этого усилия заставляет шайбу и блок поворачиваться, при этом вращается вал 8, который связан фланцем с блоком цилиндров и силовым карданом 9 с наклонной шайбой. Отработанный воздух из рабочих камер выходит через второй канал А в распределительной оси, а также через канал Б в блоке цилиндров. На конце вала 8 нарезаны зубья, находящиеся в зацеплении с зубчатыми колесами 6 планетарного редуктора. Водило 7 редуктора является выходным валом пневмомотора.

Зыпускаются также пневмомоторы с двуступенчатым редуктором.

Поршневые моторы по сравнению с другими типами моторов обладают рядом достоинств: имеют малую утечку воздуха, легко реверсируются изменением направления потока сжатого воздуха, допускают перегрузку, позволяют изменять степень наполнения.

Номинальная

мощность (предельное отклонение + 12 %), кВт

Номинальный удельный расход воздуха, ммин кЗт

Условный проход присоединительной арматуры, мм

1,20

7, 5

11,0

1,16

15,0

18,5

22,0

1,08


о й

Рис. 2.25. Аксиально-поршневой мотор с одноступенчатымредуктором

Поршневые моторы применяют для привода машин, лебедок, конвейеров во взрывоопасных цехах и участках, а также для привода сверлильных машин.

Мембранные моторы (рис. 2.26). Сжатый воздух, подводимый к каналу А распределительного устройства / проходит через выточки золотника 2 в канал Б и поступает в рабочую камеру. Мембранный узел 3 перемещается, проворачивая при помощи храпового механизма 4 колесо 5. Водило 6, жестко связанное с мембранным узлом, в конце перемещения переключает золотник 2, сообщая рабочую камеру через канал В с атмосферой. Происходит выхлоп отработанного воздуха. Мембранный узел 3 усилием пружины 7 возвращается в исходное положение, переключая золотник на подачу сжатого воздуха. Цикл повторяется.

На рис. 2.27 представлена зависимость мощности Nq и крутящего момента Mq мембранного мотора от частоты вращения. Моторы этого типа тихоходны, но способны развивать высокий крутящий момент. Так, при одинаковом расходе сжатого воздуха мембранные моторы развивают крутящий момент примерно в 800 раз больший чем шиберные, и в 40 раз больший, чем радиально-поршневые моторы. Как и поршневые моторы, они могут быть выполнены с переменной степенью наполнения.

Имеются конструкции с двумя и тремя мембранными приводами, передающими усилие на общий выходной вал. Высокий крутящий момент при низкой скорости вращения и резкое падение его при увеличении скорости вращения предопределили области использования моторов этого типа. Мембранные моторы


Рис. 2.26. Мембранный мотор

Рис. 2.27. Зависимость мощности yV„ н крутящего момента Мо от частоты вращения п» для Мембранных моторов



0 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33