Главная Промышленность 515. Значения стандартных модулей зубчатых колес, мм
циация технических условий выражена в ГОСТ комбинированием степеней точности. По ГОСТ 9158-59 и 1643-56 установлены 12 степеней точности* зубчатых колес и передач с обозначением степеней в порядке убывания точности. Для каждой степени точности установлены нормы: кинематической точности колеса, плавности работы колеса, контакта зубьев. Нормы кинематической точности определяют величину наибольшей погрешности угла поворота зубчатых колес за оборот при однопрофильном зацеплении с точшм колесом. Эта погрешность возникает при нарезании зубчатых колес за счет погрешностей взаимного расположения обрабатываемого колеса {за- * За основу этой классификации, характеризующей числовые нормы по элементам сопряжений по аналогии с гладкими поверхностями, принята 7-я степень точности, соответствующая 2-му классу точности. готовки) и режущего инструмента, а также за счет кинематической погрещности зуборезного станка. Показателем кинематической точности является предельная кинематическая иогрешность, обозначаема.?. Afg . Допуск па предельную кинематическую погрешность обозначается ЬР . Кинематическую -погрешность можно оценить также посредством предельной накопленной погрешности окружного шага A/g, являющейся наибольшей погрешностью во взаи.мном расположении двух любых однои.менных профилей зубьев по одной окружности колеса. Допуск на предельную накопленную погрешность окружного шага обозначается бе. Показателем кинематической погрешности является также колебание длины общей нормалиAqL, т. е. разность между наибольшей и наименьшей длинами общей нормали в одном и том же колесе. Допуск на колебание длины общей нормали обозначается &oL. Показателем плавности работы колес является циклическая погрешность, обозначаемая AF, которая представляет собой среднюю величину размаха колебаний кинематической погрешности по всем циклам за оборот колеса. Плавность работы зубчатого зацепления имеет существенное значение для обеспечения бесшумносги и долговечности передачи. Допуск на циклическую погрешность обозначается 6F. Плавность работы колеса обеспечивается также ограничением предельных отклонений основного шага Ао и профиля А/. Предельное отклонение основного шага является разностью действительного и номинального расстояния между двумя взаимно-параллельными касательными к двум соседним одноименным профилям зубьев колеса. Предельные отклонения основного шага обозначаются: верхнее - Аво, нижнее Ано- Погрешность профиляAf характеризует расстояние по нормали между двумя- теоретическими профилями зуба колеса, ограничивающими действительный профиль в пределах его участка. Допуск иа погрешность профиля обозначается 6F. Нормы контакта зубьев определяют точность выполнения сопряженных зубьев колес в передаче. Пятном контакта называется часть боковой поверхности зуба колеса, на которой располагаются следы прилегания его к зубьям парного колеса после вращения передачи при мягком торможении. Нормы точности определяются относительными размерами пятна контакта (в процентах); а) по длине зуба - отношением расстояния между крайними точками следов прилегания за вычетом разрывов, превосходящих величину модуля в миллиметрах, к полной длине зуба /а - с -•100 б) по высоте зуба - отношением средней высоты пятна прилегания но всей длине зуба к рабочей высоте зуба. .100 , «зуб Нормы точности по величине пятна контакта в зависимости от степени точности приведены в табл. 516. 516. Нормы величины пятна контакта Величина пятна контакта, %, при степени точности
Независимо от степени точности зубчатых колес в ГОСТ 1643-56 предусмотрены нормы боковых зазоров, которые в соответствии с эксплуатационными требованиями могут быть различными. Необходимую величину зазора получают в основном за счет смещения исходного контура. Для передач установлено четыре вида сопряжений: с нулевым гарантированным зазором с пониженным » » с нормальным » » с повыщенным » » Конические зубчатые колеса. Элементы, характеризующие точность конических колес, в основном те же, что и для цилиндрических, за исключением некоторых особенностей. Так, например, большинство элементов конического колеса определяется в торцовом сечении делительного конуса, т. е. поверхности, являющейся в процессе нарезания колеса по методу обкатки, начальной по отношению к обкатывающему конусу. Торцовым сечением называется сечеиие колеса сферической поверхностью, центр которой совпадает с вершиной делительного конуса. Нормы точности и допуски для конических колес определены ГОСТ 1758-56. Ниже приведены нормы точности по -величине пятна контакта в зависимости ог степени точности. Червячные колеса и червяки. Для червяков червячных колес нормы точности и допуски определены ГОСТ 3675-56 и так же, как для цилиндрических колес, предусмотрено 12 степенен точности. Степени точности 3, 4, 5 и 6 установлены для кинематических червячных передач с регулируемым взаимным расположением червяка и колеса. Степени 5, 6, 7, 8 и 9-для силовых червячных передач с нерегулируемым взаимным расположением червяка и колеса. Для степеней 1, 2, 10, 11 и 12 допуски и отклонения ие предусмотрены. Для каж.дон степени точности установлены нормы: 1) отклонений элементов червяка;2) отклонений элементов червячного колеса; 3) кинематической точности передачи; 4) циклической точности передачи; 5) полноты контакта боковых поверхностей зубьев колеса и витков червяка. Нормы точности (кинематической, циклической и на полноту контакта) определяются по червячному колесу. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 [ 63 ] 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 |