Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 [ 62 ] 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73

линдрические зубчатые колеса с прямыми и косыми зубьями, а также конические и червячные зубчатые колеса с эвольвентным профилем зуба.

На рис. 30 схематически показан профиль эвольвентного зубчатого зацепления, применяемого в подавляющем большинстве зубчатых колес.

Наряду с зубчатыми передачами с эвольвентным зацеплением в современных конструкциях пpиvIeняютcя передачи М. Л. Новикова, основное отличие которых от эвольвентных заключается в применении колес с зубьями выпуклого и вогнутого дугового профиля (рис. 31).



Рис. 31. Профиль зубчатых колес М. Л. Новикова:

а - выпуклый, б - вогнутый

Профи.ть зубьев зацеплении М. Л. Новикова в основном определяется размерами дуги профиля г, радиусом окружности, проходящим через центры дуг профиля /?ц , размером цептроиды - радиусом начальной окружности колеса в зацеплении R, смещением центра дуги профиля с оси симметрии зуба или впадины - углом ф и другими размерами: высотой головок и ножек, радиусами окружностей выступов и впадин, шагом и числом зубьев.

Эти размеры задаются обычно в сечении, нормальном к винтовой линии зубьев в начальном цилиндре, или определяются путе.м задания размеров исходного контура сопряженной рейки.

По своей конструкции червячные фрезы для нарезания колес с зацеплением М. Л. Новикова не отличаются от обычных червячных фрез, однако они имеют свои особенности, а именно: по форме режущих кромок, соответствующих форме профиля зуба, а также по геометрическим параметрам режущих кромок, осуществляющих окончательную отделку формы профиля зуба (профилирование).

Кроме того, фреза отличается по числу зубьев, а следовательно по диаметру, а также но направлению витков (правое и левое), что влияет на угол установки фрезы относительно обрабатываемого изделия и, в свою очередь, определяет ее длину.

Элементами зубчатого зацепления обычного профиля являются:

Межцентровое расстояние - расстояние между центрами Oi и Ог сопряженных зубчатых колес, измеренное по линии центров (по прямой, соединяющей Oj и Ог).



Полюс зацепления Р - точка, вокруг которой одно из сопряженных зубчатых колес поворачивается относительно другого.

В полюсе зацепления окружные скорости обоих сопряженных колес равны между собой и, следовательно, скольжение между зубьями отсутствует.

Начальная, или делительная, окружность - окружность, описанная вокруг центра зубчатого колеса и проходящая через полюс зацепления Р. При работе зубчатой пары начальные окружности сопряженных колес взаимно перекатываются без скольжения.

Профиль зуба - кривая, ио которой построена боковая поверхность зуба. В эвольвентиом зацеплении такой кривой является эвольвента, или развертка окружности.

Основная окружность - это окружность, прн качении по которой производящей пря.мой получаются эвольвенгные профили зубьев. Производящая прямая - это прямая, касательная к основной окружности, перемещением своей точки как бы образующая профиль кривой.

Линия зацепления - линия, по которой перемещается при зацеплении точка касания профилей зубьев сопряженш.гх колес. Участок / этой линии, определяющий начало и конец фактического касания зубьев сопряженных колес, называется длиной зацепления.

Угол зацепления а - угол между линией зацепления и перпендикуляро.м к линии центров.

По ГОСТ 13754-68 стандартным является угол зацепления а = 20°.

Шаг зацепления t - расстояние между одноименными, т. е. обращенными в одну сторону, профилями двух смежных зубьев колеса, взятое по дуге делительной окружности.

Основной шаг t„ - расстояние между одноименными профилями двух смежных зубьев, взятое по дуге основной окружности.

Окружность выступов - окружность, описанная из центра зубчатого колеса и ограничивающая вершины зубьев.

Окружность впадин - окружность, описанная из центра зубчатого колеса и ограничивающая впадины между зубьями.

Головка зуба - часть зуба, выступающая за начальную окружность. Высоту головки зуба принято обозначать через fti.

Ножка зуба - часть зуба, лежащая между телом колеса и начальной окружностью. Высоту ножки зуба принято обозначать через 2.

Высота зуба h (или глубина впадины)-радиальное расстояние между окружностью выступов и окружностью впадин h =

Для обеспечения радиального зазора (т. е. зазора между вершиной зуба одного колеса и дном впадины сопряженного колеса) высота головки hi берется всегда меньше высоты ножки зуба. Обычно высота головки равняется модулю зацепления, а высота ножки-1,17-1,2 .модуля. Полная высота зуба составляет 2,17- 2,2 модуля. Нерабочая часть ножки зуба называется корнем зуба.

Толщина зуба S - длина дуги окружности между противоположными сторонами одного зуба. Если толщина зуба S будет равна ширине впадины Sb , то при работе у сцепленных колес не окажется бокового зазора. Для правильной работы зубчатого зацепления такой зазор между нерабочими профилями зубьев необходим и зави-



сит от характера работы зубчатого зацепления. Для обычных уело-виГ1 работы зубчатых колес этот зазор должен гаран1нро8агь нормальную работу зацепления при разности темперачур колеса и корпуса 25°С; при значительных скоростях требуется значительно больший зазор.

В зубчатых зацеплениях колес, вращающихся с небольшой скоростью и имеющих реверсивное движение, зазоры должны быть минимально возможными.

Модуль m зубчатого колеса - отношение диаметра делигель-!шй (начальной) окружности в миллиметрах к числу зубьев, т. е.

где Од-диаметр делительной окружтюсти, а г -число зубьев.

t-z Од 2 1

Поскольку D„ = - , то т = - = - = -, я г я-г я

где ; -шаг по делительной окружности, а л -отношение длины окружности к диаметру. В табл. 515 приводятся стандартные модуля по ГОСТ 9563-60.

В качестве величины, заменяющей модуль, в странах с дюймовой системой мер применяется другое отношение, называемое питчем. Различают диаметральный Da н круговой пигчи

(Сп)

Цилиндрические зубчатые колеса подразделяются, исходя из эксплуатационных требований, на три группы: скоростные, силовые и отсчетные.

Основные эксплуатационные требования, предъявляемые к зубчатым колесам первой группы, сводятся к ограничению колебания передаточного отношения, по второй группе -к получению возможно большей полноты по длине сопряженных зубьев, по третьей группе, к которой относятся зубчатые колеса отсчетных устройств и передач в измерительных приборах,- к получению возможно, большей точности.

В соответствии с назначением зубчатых передач нормы точности этих элементов зависят от специфических требований к передачам в эксплуатации. Эти требования характеризуют в основном пять групп передач, а именно: а) силовые передачи больших мощностей и скоростей, при сохранении высокого коэффициента полезного действия;- б) силовые промышленные и транспортные передачи при средних скоростях, обеспечивающих надежность и спокойный ход; в) силовые передачи в станкостроении с обеспечением постоянства передаточного отношения и плавности в работе; г) передачи в автомобилестроении с обеспечением плавности, легкости хода и бес-шу.мности и д) кинематические передачи в точном машиностроении при постоянстве передаточных отношений и отсутствии мертвого хода.

Таким образом, требования допускают высокие технические показатели в одном направлении и низкие в другом. Эта дифферен-

39-834 617



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 [ 62 ] 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73