Главная  Промышленность 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140

ДОПУСКИ и ПОСАДКИ

Основные понятия

Допуски и отклонения. В современном машиностроении особое значение имеет взаимозаменяемость, т. е. такие свойства, при которых все однотипные детали обладают от1юсительно одинаковой работоспособностью, и любая из них может быть легко установлена на свое место прп сборке механизма без предварительной подгонки.

Различают полную и неполную взаимозаменяемость. Прн и о л-ной взаимозаменяемости любая из партии изготовленных деталей одинаково легко может быть установлена на предназначенное ей место в механизме и соединена с другими деталями без подгонки или подбора по размерам.

При неполной взаимозаменяемости изготовленные детали перед сборкой предварительно сортируют па группы и соединяют вместе только детали из одной группы.

Взаимозаменяемости можно достигнуть только при условии изготовления деталей с определенной точностью по заранее установленным размерам. Под точностью обработки понимают степень соответствия формы и размеров, полученных прп обработке, форме и размерам, заданным по чертежу.

Форму деталей, их размеры й точность обработки устанавливают при конструировании машин. Основные размеры деталей определяют путем расчета на прочность, на основе опытных данных, заданных параметров машины и рабочих характеристик механизмов. Менее ответственные размеры иногда устанавливают из конструктивных соображений.

Под размером понимается: в цилиндрических сопряжениях - диаметр, а в плоских - кратчайшее расстояние между параллельными плоскостями.

Принятые на основании расчета или конструктивных соображений размеры называют номинальными.

Обработать деталь так, чтобы получить номинальный размер практически невозможно, так как при обработке неизбежны погрешности. Нельзя также изготовить несколько деталей с абсолютно одинаковыми размерами. Это объясняется неоднородностью материала обрабатываемых деталей и икструмсита, вибрацией стайка, деформацией системы станок-пр!1способление-инструмент-деталь (СПИД), неточностью установки и др.

Точность изготовления деталей определяют измерением различными инструментами. Размеры, полученные в результате непосредственного измерения, называются действительными.

Размеры, между которыми может колебаться действительный размер, называются предельными размерами. Одни из них является наибольшим предельным размером, другой- наименьшим (рис, 2).



Допуском называется разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами.

Лоп!/с/< Bang

Допуск Вала

Доп/сн отверстия

Допуск отверстия

"

V /A

Рис. 2. Схема допусков и отклонений д.тя отверстия и вала

Верхним о т к л о и е и и е м будет разность между наибольшим предельным н номинальным размерами.

Нижним отклонением называется разность между наименьшим предельным и номинальным размерами.

Зазор, натяг, посадка (рис. 3). При сборке двух деталей, входящих одна в другую, различают внешнюю охватывающую поверхность и внутреннюю охватываемую поверхность и соответственно охватывающий размер и охватываемый р а 3 м е р.

Для тел вращения охватывающая поверхность иосит общее название отверстие, охватываемая - вал, а соответствующие размеры - д и а м е т р отверстия и диаметр в а л а.

Разность между размерами отверстия и вала определяет характер сопряжения или так называемую посадку, т. е. большую или меньшую свободу относительного перемещения деталей нли степень г.х сопротивления взаимному смещению.

Зазором называется положительная разность между диаметрами отверстия и вала, обеспечивающая свободу их относительного движения.

Наибольший зазор - разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала.



Наименьший зазор - разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала.

ИаиНольший зазор

наименьший зазор

It II

й-St

Наименьший натяг .---

ч -t ч

Наибольший

\ % Si ч

§ ч

Рис. 3. Схема зазоров, натягов и поса.аок

Натягом называется отрицательная разность между диаметром отверстия и диаметром вала, обеспеишающая после сборки пеподвнжпость соединения.

Наибольший натяг - разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольиш.ч предельным размером вала.

Наименьший натяг - разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала.

Допуском зазора или натяга называется разность меж.ту паиОольитм п наименьшим зазором пли иаибольш)1М и наи-.меньи1ны иатя10м.

Зазоры и натягп, получающиеся в результате сочетания стандартных полей допусков отверстий и валов, обеспечиваются при нормальной рабочей температуре (20° С).

Система допусков. Классы точности. Типы посадок. Обозначения. Системой допусков называется плапомерно построенная совокупность допусков п посадок.

Система допусков подразделяется;

а) по основанию системы -на систему отверстия и на систему вала;

б) по величине допусков - на несколько классов точности;

в) по величине зазоров или натягов - иа ряд посадок.

7-834 97



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140