Главная Промышленность б) одповремеппым долблением всех зубьев колеса; в) одновременным протягиванием всех зубьев колеса; г) круговым протягиванием. Однако этот метод является неточным и иепроизводителыиям и находит применение лишь в единичном и мелкосерийном производстве. Бо.тее современным, точным и производительным способом изго-товле!1Ия зубчатых колес является метод обкатки. При зубокарезаини методом обкатки формообразование зуба колеса осуществляется в результате воспроизведения обкатки зубчатой пары, одним из элементов которой является инструмент- зубчатая рейка*, а други.ч заготовка колеса. Установлено, что чем больше коэффициент перекрытия, т. е. отиошепие длины активной части линии зацепления к основному nia-гу, тем больше продолжительность зацепления. В противном случае головка зуба одного колеса будет подрезать ножку другого колеса в передаче. Так, при угле профиля 20° с высотой головки, равной одному модулю, и числе зубьев 17, не будет происходить подрезание пож-ки зуба. У колес с числом зубьев менее 17 ножка зуба будет подрезаться. Для предотвращения этого производится к о р р и г и р о-в а н и е (исправление) зубчатых колес путем смещения контура зубчатой рейкн на величину х - г-т; где е - коэффициент смещашя, величина которого устанавливается в зависимости от количества зубьев. При работе двух сопряженных зубчатых колес в результате погрешностей обработки и монтажа, деформаций зубьев под нагрузкой может возникнуть «кромочное зацепление», т. е. зацепление кромок зуба одного колеса за кромку другого колоса, что может привести к ударной нагрузке и как следствие - к поломке зубьев. Для устранения кромочного зацепления боковые стороны зуба у его вершины срезаются посредством изменения профиля зубчатой рейки под дополнительным углом, называемым углом фланкировки с высотой фланкирования равной 0,4.5т. Ниже приводятся значения угла фланкировки в зависимости от степени точности зубчатых колес, причем, чем ниже степень точности, тем больше угол фланкирования. 241. Значения углов фланкировки, град
* Исходный контур зубчатой рейки характеризуется следующими данными: угол профиля 20°, толщина зуба гю начальной (средней) прямой равна ширине впадины и половине шага зацепления; глубина захода равняется двум модулям, а радиальный зазор 0,25т. .371 Зубоиарезание методом обкатки осуществляется; червячной фрезой, круглым долбяком, реечным долбяком, зубострогальными резцами, резцовой головкой, накатыванием зубчатыми валками. На рис, 15 приведены схемы нарезания зубчатых колес методами копирования (рис. 15, а и б) и обкатки (рис. 15, в и г). Дисковая модульная фреза представляет собой фасонную фрезу с профилем зуба, соответствующим профилю впадипы парезае.мого колеса. По стандарту имеется три набора из 8; 15 и 26 дисковых фрез, которыми с небольшой погрешностью, укладываемой в пределах допуска, можно нарезать зубчатые колеса с разным числом зубьев. Чем больн1е модуль колеса, тем заметнее будут сказываться Рис. 15. Схема зубонарезания методами копирования и обкагки: с - копирование профиля модульниП дисковой фрезой, б - копирование профиля модульной пальцевой фрезой, в - обкатка профиля червячной фрезой, г - обкатка профиля долбяком неточности. Поэтому для более точных работ применяется набор из 15 дисковых фрез, а для самых точных из 26 дисковых фрез. Дисковые модульные фрезы изготовляются с затылованными зубьями с заточкой по передней поверхности. Для фрезерования профиля косозубых и прямозубых зубчатых колес применяются пальцевые модульные фрезы, профиль которых соответствует профилю впадины зубчатого колеса. Для улучшения условий резания канавки у черновых фрез могут быть выполнены спиральными, а режущие кромки снабжаются канавками, разделяющими стружку, расположенными в шахматном порядке. Затыловывают пальцевые фрезы в радиальном и осевом направлениях, а также под углом. Червячная фреза представляет собой червяк с впитоаы-мп канавками, боковая поверхность которых получается в результате винтового движения образующей линии в пространстве. Червячные фрезы работают по методу обкатки и по типу нарезаемых зубчатых колес они подразделяются на фрезы для цилиндрических, глобоидальных и червячных колес. Фрезы с архимедовой спиралью и эвольвентной образующей применяются для фрезерования червячных колес, а фрезы с прямолинейным профилем - для фрезерования цилиндрических зубчатых колес. На рис. 16 ириведеи общий вид червячной фрезы по ГОСТ 10331-63 для нарезания зубьев цилиндрических зубчатых колес, изготовляемых для обработки колес 7-й и 8-й степеней точности; для обработки зубчатых колес более высоких степеней точности фрезы изготовляются по специальным нормалям соответствующих отраслей проыыи1леиности. Забор-ный конус Просриль Jijffbee ippej до 3,75 от m--U до т=10 orri ГпЧ TunI TunR ТипШ Тип ВТ Нещланниообанньш Фпаннироданный не1рланни роданный Рис. 16. Общий вид червячной фрезы для нарезания зубьев цилиндрических зубчатых колес По ГОСТ 9158-59 и 1643-56 для зубчатых колес установлено 12 степеней точности, причем по аналогии с гладкими поверхностями 7-я степень точности соответствует 2-му классу точности. Для зубчатых колес разных модулей степени точности характеризуются следующими дапиыми: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 [ 122 ] 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 |